Социально-психологическая структура личности. Специфика изучения личности в социальной психологии Развитие личности в социальной психологии

24.03.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В настоящее время повышается интерес к проблемам личности как в стремительно изменяющемся обществе, так и в различных общественных науках. Проблема личности занимает центральное положение в философском и социологическом, психологическом, педагогическом, культурологическом и др. научных знаниях.

Исследователи отмечают, что каждая научная дисциплина ищет пути самоопределения в изучении проблем личности. Их мнения совпадают в том, что решить эти проблемы можно только совместными усилиями на основе комплексного подхода, включающего философские основания и выделение области поиска для каждой из них.

Проблема личности рассматривается во многих науках, в том числе и в социальной психологии.

Необходимо выделить и уточнить аспект изучения личности в социальной психологии, сравнивая между собой то, как ставится и решается проблема личности в близких к социальной психологии науках: общей психологии и социологии.

В общей психологии личность изучается, как правило, независимо от тех отношений, которые у нее складываются с окружающими людьми. Общепсихологический анализ личности обычно ограничивается постановкой и решением следующих вопросов:

1. Что такое личность?

2. Какова структура личности?

3. Как возникают личностные свойства человека?

4. Формирование и развитие человека как личности?

5. Существуют ли устойчивые типы личностей и что они собой представляют?

Проблематика личности в общей психологии отличается многообразием точек зрения, отсутствием единства в подходе к пониманию личности. Однако вопрос о социальной детерминации не вызывает споров у исследователей, изучающих проблему личности в отечественной общей психологии. Различия в трактовке личности касаются представления о ее структуре и о включении в структуру личности индивидных психологических особенностей.

Социологический анализ личности предполагает рассмотрение личности с позиции общества и в ее отношениях с обществом. В процессе социологического анализа личности ставятся и решаются такие вопросы:

1. Что в структуре личности характеризует человека как типичного представителя определенной социальной группы?

2. Какова социальная типология личностей?

3. Что представляет собой динамика становления типичной социальной личности в зависимости от процессов, происходящих в обществе?

Таким образом, в социологии личность представлена через ее своеобразный тип, и социологи, изучая личность, обычно абстрагируются от индивидуальных психологических особенностей человека. Главные проблемы социологии личности – построение ее социальной типологии, уточнение характера и последствий социальных влияний, оказываемых обществом на личность.

В социальной психологии личность рассматривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как индивидуальность, подчеркнуть и ее социальное начало. Соответственно, в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы:

1. Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?

2. Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие?

3. Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?

4. Что представляет собой социальное поведение человека как личности?

5. Какова мотивация социального поведения личности?

По мнению Г.М. Андреевой (2007), социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет: каким образом личность формируется и развивается в различных социальных группах, как реализуется (организуется) ее деятельность в этих группах.

Таким образом, основное внимание социальных психологов в изучении личности направлено на определение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

Социальная психология рассматривает личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Основная проблематика личности в отечественной социальной психологии заключается в следующем:

1. Выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.

2. Изучение конкретного жизненного пути личности в целях определения того, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.

3. Анализ результата, полученного в ходе не пассивного следования влияниям общества, а активного освоения личностью всей системы социальных связей.

4. Расширение сферы теоретического поиска и экспериментальной практики изучения проблем личности (проблемы социализации, социальной установки, идентификации и социально-психологических качеств личности).

Если рассматривать этот вопрос в контексте проблемы структуры личности, то в социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека: «Я»-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и другие социальные явления, характеризующие личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Для социального психолога предметом изучения и профессионального внимания являются также самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и др.

Понятие самоэффективность – термин, используемый в современной социальной психологии личности и характеризующий «Я»-концепцию человека. Самоэффективность понимается как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в социальной деятельности. Это чувство собственной компетентности, умелости при решении разнообразных жизненных задач (Почебут Л.Г., 2010). А. Бандура выявил, что люди более настойчивы и уверены в себе, не склонны к депрессии и необоснованной тревожности в том случае, если им свойственна оптимистическая вера в собственные силы. Открытая им закономерность была названа самоэффективностью. Это качество отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру «Я»-концепции личности. Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя. Самоуважение – это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но тем не менее быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе.

В конце XX века социальные психологи много внимания уделяли локусу контроля. Данное понятие было введено в научный оборот Джулианом Роттером в 1953 г.

Локус контроля – устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке. По характеру локуса контроля выделяют на два типа личности: интерналы и экстерналы. Интерналами называют людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами – тех, у кого доминирует внешний локус контроля. Интерналы берут ответственность за совершенные поступки, действия на себя, экстерналы – возлагают ответственность на других людей и на сложившиеся, не зависящие от них обстоятельства. Ю. Роттер считал, что локус контроля формируется в детстве. Он зависит от значимых для ребенка людей: родителей, учителей, воспитателей. Родители, имеющие внутренний локус контроля, чаще стараются помогать своим детям, последовательны в предъявляемых им требованиях, не авторитарны в обращении с ними. Родители с внешним локусом контроля обычно ведут себя противоположным образом. В конечном итоге у ребенка складывается тот локус контроля, который характерен для его родителей и их стиля общения с ним.

Самопрезентация – представление человеком себя другим людям или выбор таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других). Это представление себя определенным образом с помощью внешнего вида, речи, мимики и жестов, поступков и действий (Почебут Л.Г., 2010). Большинство людей беспокоится о самопрезентации в обществе. С помощью одежды, прически, выражения лица, манер поведения и смысла произносимых слов люди пытаются произвести то или иное впечатление. Самопрезентация «Я»-образа реализуется через акты поведения и самовыражения.

Самоуничижением (самоунижением) называюттакое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, уничижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей.

Самовосхваление – противоположная форма поведения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле. Занимаясь самоуничижением, человек создает о себе неблагоприятное впечатление, а занимаясь самовосхвалением – благоприятное впечатление. Но и в одном и в другом случае впечатление, складывающееся о данном человеке в глазах окружающих людей, является неправильным.

К социальной психологии личности относится и такое явление, как самомониторинг . Это сознательное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов представления себя как личности другим людям с целью произвести на них желательное впечатление. Самомониторинг – умение контролировать свое поведение в зависимости от реакции окружающих с целью произвести нужное впечатление.

Многие ученые отмечают сложность и тонкость процесса самомониторинга. Например, считается, что большинство людей, представляя себя другим, стремятся к тому, чтобы окружающие люди воспринимали их как способных, честных, скромных. Процедуры представления себя для других людей зависят от культуры. Например, в Китае, Японии в практике самопрезентации личности ценится скромность и самоограничение. В Японии с первых лет жизни детей учат принимать на себя ответственность за неудачи и разделять с другими людьми ответственность за личные успехи. В западных странах (США и некоторых европейских) у детей воспитывают стремление, не стесняясь, гордиться собой, выставлять свои достижения напоказ, приписывая успехи себе, а неудачи списывая за счет внешних обстоятельств.

Социабельность – качество, присущее личности, которая владеет определенным уровнем самомониторинга.

Кроме описанных выше аспектов личности, в социальной психологии сложилась и особая типология личности, в ней выделяются: авторитарная, базовая, маргинальная, а также личность типа «А», личность типа «Б» и др.

Понятие «авторитарная личность» характеризует человека, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Но это понятие не относится к людям, которые находятся у власти и вынужденны в какие-то моменты вести себя авторитарно.

Базовая личность – этнопсихологическая характеристика человека, выявляющая основной тип личности, формируемый культурой того или иного этноса (народа). Это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры.

Маргинальной личностью (от лат. «margo» – «край») называют личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, личность испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие маргинальной личности введено
Р. Парком (Park, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность. А.В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в системе отношений субъекта к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к социальным группам. В данном случае маргиналомназывают человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится между несколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности противоречиво сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур. Маргинальными личностями становятся часто люди, которые долгое время жили в одной культуре (стране), а затем переселились в другую страну, культура которой существенно отличается от культуры прежней страны пребывания. Маргинальная личность с трудом выбирает одну из двух разделяемых ею культур и не представляет себе, какой из них надо следовать. Эта сложная социально-пси­хологическая ситуация нередко порождает у человека неприятные переживания, конфликты, внутренние противоречия.

Личностью типа «А» называют человека, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкуренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения. Ядром личности в данном случае является сильно выраженное стремление к первенству, социальному превосходству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим. Причем желание быть первым и лучшим во всем, чем занимается личность типа «А». Не только в основном деле, в профессии, но и во всех второстепенных делах и в хобби. Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» пришло в психологию личности из психосоматической медицины. М. Фридман и Р. Розенман (М. Friedman, R. Rosenman, 1975) подробно описали этот тип, особенности его поведения и психосоматические последствия, к которым такое поведение приводит.

Личность типа «Б» – это человек, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.

Социализация личности


Похожая информация.


Социально – психологический подход к изучению личности.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к проблеме личности: биологический (развитие личности – это развертывание генетической программы); социологический (личность – это продукт культурно-исторического развития; недостаток – личность лишается активности, субъектности); индивидуально-психологический (развитие личности определяется врожденными особенностями: конституцией, типом нервной системы и т. д.); социально-психологический и др.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности: объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, восточные, отечественные. Среди них выделяются психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теория А. Маслоу о самоактуализации «я», теория зеркального «я» («Я – концепция»), экзистенциальные.

Среди отечественных социально-психологических теорий можно выделить: теорию отношений В. Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

Исследование личности (качеств, свойств) имеет давнюю традицию как в общей, так и в социальной психологии, однако до сих пор не разработаны принципы построения системы качеств личности, хотя и намечены подходы к решению этой проблемы.

Рассмотрение личности через группу.

Г. М. Андреева полагает, что наиболее продуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности – группа – наделяет личность определенными свойствами. В пользу такого подхода приводятся два довода.

1. Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности выступают как некоторая реальность – группа, поэтому личность неизбежно оценивается другими членами группы. Выделяются четыре процесса межличностного оценивания: интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); социальное сравнение (сравнение с другими членами группы); самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); смысловая интерпретация жизненного переживания.

2. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций взаимодействия, в ходе которых усилия каждой личности сопрягаются с усилиями других членов группы.

Личность и группа.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

1. Фаза становления личности.. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

3. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

Комплексный подход к изучению личности

Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Анализируя особенности современного научного знания о человеке, Ананьев отметил, что проблема человека становится общей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке, психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта. Выраженность социально-психологической составляющей повышается от исследования человека как индивида к исследованию его как субъекта. Так, уже при изучении человеческого индивида отмечается определенная зависимость индивидуально-типических свойств от условий внешней среды (природной и социальной). Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется «статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности» (Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: Т.1. – М.: Педагогика, 1980, с. 50-51). Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

При характеристике человека как субъекта социально-психологический аспект личности выступает как наиболее выраженный. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она - объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения - носитель нравственного сознания» (Ананьев, 1980, с. 52). Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека. Важным представляется положение Ананьева о том, что «структура личности строится по двум одновременно действующим принципам: 1) субординационному или иерархическому, при котором более сложные или более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них» (Ананьев, 1980, с. 162). Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, по мнению Ананьева, обусловило то, что историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.

Теория Мясищева

Основные задачи, решаемые данной концепцией:

1) Исследование сознательной регуляции личности через ее отношения;

2) Патогенетическая клиника неврозов.

У истоков теории В.Н. Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности.

Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней.

Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личность с самой собой как субъектом деятельности.

Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы.

Характер - это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию.

Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность - это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношение к ней.

Положения психологии отношений легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов.

Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

Отношение - это связь субъекта с объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.

Эмоциональный компонент - Отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера.

Познавательный компонент - включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает.

Поведение - отражает коннотативную сторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.

Если говорить о видах отношений, то необходимо отметить, что важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, - направленность.

Познавательная сторона - она же "оценочная" сторона отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения личности.

Поведенческая сторона - коннотативная сторона отношения, его поведенческое проявление.

В ОБЩЕМ, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания.

Концепция Ядова.

Эту концепцию скорее можно отнести к социально-психологической, в которой учитываются и общепсихологические особенности структуры личности и конкретно-социальные условия, в которых эта личность формируется. В основу концепции автором положены установочные или диспозиционные механизмы регуляции социального поведения личности. Это означает, что поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, однако, в каждой конкретной ситуации в зависимости от ее цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций. Поскольку сама диспозиция (установка) формируется при наличии потребности и соответствующей ей ситуации, в которой она может быть реализована, то иерархии диспозиций соответствуют иерархия потребностей, с одной стороны, и иерархия ситуаций, с другой.

Что касается иерархии потребностей, то их классификация осуществляется В. А. Ядовым по принципу предметной направленности человеческих потребностей как потребностей физического и социального существования. Основанием классификации, по словам автора, с одной стороны, выступает разделение потребностей на биогенные и социогенные, а с другой – выделение различных видов социогенных потребностей на основе включения личности во все более расширяющиеся сферы деятельности, общения. На этом основании выделяются следующие виды потребностей:

Психофизиологические, витальные потребности,

Потребности в ближайшем семейном окружении,

Потребности включения в многочисленные малые группы и коллективы,

Потребности включения в целостную социальную систему.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы данные потребности также образуют иерархическую структуру. За основание классификации автор предлагает принимает «длительность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий», иными словами, устойчивость ситуации.

Низший уровень этой структуры составляют наименее устойчивые «предметные ситуации». В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной ситуации в другую.

Следующий уровень – это «условия группового общения». Эти ситуации более устойчивы, поскольку основные требования группы, закрепленные в «групповой морали», сохраняются неизменными в течении значительного времени.

Еще более устойчивы во времени условия деятельности в той или иной социальной сфере – труда, досуга, семейной жизни.

Максимально устойчивыми оказываются общие социальные условия жизнедеятельности человека – экономические, политические, культурные. Эти условия претерпевают значительные изменения в рамках «исторического» времени.

Поскольку, как отмечалось выше, диспозиции личности представляют собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются, то формируется соответствующая иерархия (система) диспозиций.

Первый, низший уровень образуют элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе потребностей физического существования и простейших, предметных ситуаций. Эти установки лишены модальности и не осознаваемы. Они лишь лежат в основе сознательных процессов.

Второй уровень диспозиционной системы – социально фиксированные установки или социальные установки. Ведущими факторами их формирования являются социальные потребности, связанные с включением личности в первичные группы и соответствующие им социальные ситуации. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций. По сути это «отношения личности» по В. Н. Мясищеву.

Третий уровень системы составляет общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она формируется на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности. У одних людей мы обнаруживаем доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности, у других – семьи, у третьих – досуга (хобби) и т. д.

Высший уровень диспозиционной системы образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижений. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду) и в соответствии с образом жизни, в котором могут быть реализованы социальные и индивидуальные ценности личности. Именно этому уровню принадлежит решающая роль в саморегуляции поведения.

Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга. Напротив, они тесно взаимодействуют между собой, а сам механизм взаимосвязи, по мнению В. А. Ядова, следует рассматривать как «механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию».

Важнейшая функция диспозиционной система состоит в регуляции социального поведения личности. Само поведение представляет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить несколько иерархически расположенных уровней.

Первый уровень – это поведенческие акты, реакции субъекта на актуальную предметную ситуацию. Их целесообразность детерминирована необходимостью установления адаптивных отношений между средой и индивидом.

Следующий уровень поведения – привычное действие или поступок, формирующийся из целого ряда поведенческих актов. Поступок – это элементарная социально значимая единица поведения, цель которого в установлении соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью.

Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для человека максимально значимой. К примеру, ярко выраженное профессиональное поведение, реализующее себя в стиле профессиональной деятельности.

Наконец, целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом уровне представляет собой некий «жизненный план».

Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспозиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности».

Социализация личности.

Социализация это двусторонний процесс.

В широком смысле социализация – это процесс и результат социального развития человека.

И. С. Кон полагал, что социализация – это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

С позиции Г. М. Андреевой, социализация – усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта в процессе жизни.

Целесообразно рассматривать социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Целенаправленные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные – через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане – формирование родовых свойств человечества и онтогенетическом – формирование конкретного типа личности.

Учитывая вышесказанное, Г. М. Андреева дает следующее понятие социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает и как субъект, и как объект социализации. Б. Г.Ананьев определял человека прежде всего как объекта. Он полагал, что, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития.

Протекания социализации зависит от конкретного исторического периода. Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими поколениями, оно характеризуется гуманизацией, т. е. ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Особая роль отводится образованию и приобретению профессии. Необходимым для общества становится развитие творческой личности.

Соотношение понятий «Социализация», «развитие», «воспитание».

Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями ("развитие личности" и "воспитание"). Ребенок, развиваясь, становится субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия "развитие личности" и "социализация" в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания - социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

Как известно, термин "воспитание" употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин "воспитание" означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под "воспитанием" понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, "вся жизнь". Если употреблять термин "воспитание" в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином "воспитание". Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

На всех возрастных этапах жизнедеятельность человека складывается из ряда сфер:

1. Общение (активность направлена на взаимодействие с другими людьми)

2. Познание (на познание окружающего мира)

3. Деятельность (на сохранение и преобразование условий жизни)

4. Игра (гедоническая активность, удовольствие от игры)

5. Спорт (на совершенствование собственного тела и сохранение здоровья)

Общение – это обмен духовными и эмоциональными ценностями, который происходит в форме диалога человека как со своим «Я» так и с окружающими людьми.

Существует 2 вида общения:

Ролевое (возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности и имеющее целью их обслуживание)

Межличностное (имеющее целью только удовлетворение потребности в общении; общение между друзьями, приятелями)

Общение играет важнейшую роль в жизни человека:

В усвоении норм социального поведения

Эмоциональное развитие

Приобретение индивидуального социального опыта

Реализация утверждений себя как личности

Потенциал общения в развитии человека может быть реализован в процессе социального воспитания в том случае, если он становится субъектом общения в воспитательных организациях и имеет возможность удовлетворять потребность в эмоциональных контактах.

Большую роль играет то, насколько каждый участник общения сумеет найти удовлетворяющую его позицию в межличностных отношениях, найдет ли человек не только партнеров по общему делу, но и приятельскую группу, в которой будет ощущать себя принятым и защищенным.

В воспитательных организациях разного типа общение может выступать как основа жизнедеятельности или как ее фон.

В организациях, имеющих основную функцию образование, общение является фоном жизнедеятельности, а в общественных и клубных организациях общение является основой жизнедеятельности.

Познание идет как в виде практического повседневного усвоения культуры так и научного.

Человек познает действительность:

В процессе общения

Через систему образования

Через самообразование

Сфера познания обладает огромным потенциалом для развития задатков и способностей и их реализации, формирования духовных и социальных потребностей и для овладения способами постановки и решения проблемы.

Основой жизнедеятельности познание является в учреждениях образования и дополнительного образования.

Познание можно рассматривать как фон жизнедеятельности всех организаций, т.к. в любой человеческой общности происходит обмен информацией, и любая деятельность включает познание.

Деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Воспитательная эффективность деятельности связана с ее характером репродуктивным или творческим.

Деятельность является основой в жизнедеятельности организаций, функцией которых является удовлетворение и развитие практических и духовных интересов людей(работа, кружки, студии), а фоном жизнедеятельности будет в остальном.

Игра – это способ свободного, импровизированного самовыражения человека в условных ситуациях, а также занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащих для заполнения досуга, развлечения и получения удовольствия.

Функции игры:

Развитие воображения

Развитие интересов и способностей (социальных и экспрессивных способностей)

Игра может рассматриваться как самостоятельная сфера жизнедеятельности, а также как способ организации познания и деятельности.

Основой жизнедеятельности игра является в рекреационных и дошкольных учреждениях. Компонентом, а также фоном – во всех воспитательных организациях.

Спорт бывает 3 видов:

1. Массовый самодеятельный (лыжи, коньки, велосипеды)

2. Профессиональный (спорт как профессия)

3. Спорт высоких достижений (олимпийские игры, чемпионаты мира)

Спорт может быть как учебный предмет физкультура.

Потенциал спорта: Сохранение и улучшение здоровья Совершенствование тела Закаливание организма Способствует общению Заполнение досуга и т.д.

Стадии социализации

Г. М. Андреева указывает на существование трех стадий социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека от начала трудовой деятельности. Эта стадия делится на два периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, б) стадия обучения.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Стадия теоретического исследования социализации в этот период практически отсутствует (Андреева Г. М., 1980).

Послетрудовая стадия социализации. С точки зрения той схемы, которая описывает процесс социализации в социальной психологии; пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Вопрос возникает лишь об изменении типа активности в этот период. «Пожилой человек ставится перед альтернативой выбора дальнейшей жизни либо по пути сохранения себя как индивида, либо по пути сохранения себя как личности и субъекта деятельности. В том и другом случае вопрос стоит о дальнейшем личностном самоопределении, выборе стратегии жизненного пути, поисках смысла жизни» (Кулешова Л. Н., 2001, с. 257).

На всех стадиях социализации общество оказывает на нее воздействие или непосредственно, или через группу. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации (институт - в смысле естественного отношения между лицами) (Андреева Г. М.).

Эриксон.

Первая стадия охватывает первый год жизни. Человек встречается с миром, прежде всего миром семьи. Кризисный момент адаптации к новым условиям разрешается формированием чувства доверия или недоверия к окружающему миру, которое может сказаться и на более поздних этапах развития личности. Степень развития чувства доверия зависит от семьи, прежде всего от качества материнского ухода. Недостаток заботы, жесткий подход к воспитанию, непоследовательность, отвержение ребенка осложняют кризис, обусловливают восприятие мира как нестабильного, опасного, враждебного, несущего страдания. Отсюда недоверие к нему. Многое зависит от компетентности родителей, степени их подготовленности к данным ролям, уверенности в себе.

Вторая стадия - второй и третий годы жизни ребенка. Она связана с формированием личностного "Я". Кризис нового типа отношений с окружающей действительностью может разрешиться достижением автономии, самоконтроля, либо будут преобладать чувства сомнения, стыда. Позитивное разрешение кризиса зависит от готовности родителей предоставить детям больше свободы контроля за своими действиями с ненавязчивым, но четким ограничением ее в тех сферах, которые являются опасными. Гиперопека со стороны родителей не дает эффективно разрешиться кризису. Стыд и сомнение в себе могут появиться у ребенка и тогда, когда родители раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами, или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще самостоятельно сделать не в состоянии. Рост автономии и самоконтроля укрепляет у ребенка чувство доверия к миру. Это позитивно сказывается на его развитии и процессе первичной социализации. Понятна здесь и взаимосвязь между первым и вторым кризисами. Недоверие к миру осложняет формирование автономии и наоборот.

Третья стадия - от четырех до семи лет. Это возраст игры. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач, приобретения новых навыков. Кризис может разрешиться формированием такого важного качества, как инициативность, или будет преобладать чувство вины. Определяющий фактор разрешения кризиса - тип взаимодействия с родителями. Дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Пресечение инициативы, равнодушное отношение к творчеству, фантазиям или даже их осмеяние самым пагубным образом сказываются на разрешении кризиса.

Четвертый период - от шести до двенадцати лет. Начинается систематический труд - учеба, ребенок входит в более широкий социальный мир, учится взаимодействовать со сверстниками по определенным правилам. Кризис разрешается формированием трудолюбия, ответственности, чувства компетентности или неполноценности, некомпетентности. Вспомним, что статус ученика начальной школы в классе определяется его успеваемостью. Частые неудачи, сомнения в своих способностях, статусе среди сверстников формируют чувство неполноценности. Оно может развиться и в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний определяют их личностную значимость.

Пятая стадия - юность (от 12-13 до 19-20 лет), стадия взросления. Человек уже не ребенок, еще не взрослый. Кризис связан с самоопределением, идентификацией. Подросток сталкивается с различными социальными требованиями, новыми ролями. Разрешение кризиса может привести к четкой персональной идентичности или ролевому смешению. Кризис идентичности или ролевое смешение чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Ощущение неприспособленности, деперсонализации, отчужденности - достаточно типичное явление данного возраста. Иногда подростки кидаются в сторону негативной идентичности. Резко возрастает роль группы сверстников, помогающей сохранять уверенность в себе в столь драматической ситуации.

Шестая стадия - ранняя зрелость (20-25 лет). В целом, это период ухаживания, раннего брака, начало семейной жизни. Это и период получения профессии, трудоустройства. Развитие новых межличностных отношений связано с прохождением кризиса, на одном полюсе которого находится интимность, а на противоположном - изоляция. Интимность понимается в широком смысле как способность слить вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе. Это может сделать зрелая личность с четкой персональной идентичностью Неспособность вступать в глубокие доверительные отношения порождает семейные проблемы, проблемы отчуждения и не-заинтересованности в отношениях с сослуживцами, друзьями.

Седьмая стадия - средняя зрелость (26-64года). Основная проблема этой стадии - продуктивность или инертность. Если человек не чужд общественных интересов, заботится о детях, близких, делает карьеру, он позитивно разрешил свой возрастной кризис. На противоположном полюсе - безразличие, инертность. Часто это связано с тем, что не удалось решить проблемы предыдущего периода: проблемы с семьей, профессией, карьерой, человек оказался недостаточно социализирован.

Восьмая стадия - поздняя зрелось (от 65 лет до смерти). Это время, когда люди оглядываются назад, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Разрешение этого кризиса связано либо с интеграцией личности, когда человек оценивает прошлую жизнь позитивно, либо - с отчаянием, когда люди относятся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и уже невозможно что - либо исправить.

Институты социализации.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта, называются институты социализации.

Институты социализации – это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида, считает Е. В. Андриенко.

Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным, экономическим состоянием.

Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как социальный институт имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организацию досуга.

В современном обществе все большее значение играют дошкольные детские учреждения, однако как объекты социально-психологического исследования они практически не изучались. В настоящее время нет лонгитюдных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Тема 2.2.: Социальная психология личности.

План лекции:

  1. Понятие личности в социальной психологии
  2. Социализация личности
  3. Механизмы социального поведения

Почти 150 лет назад философ О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что он не только нечто большее, чем биологическое существо, но и больше, чем «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких то новых, неизвестных качеств, поэтому назрела потребность в появлении специальной науки его изучения и понимания. Такой наукой должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека.

Итак, разные науки изучают различные аспекты личности :

o общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая биологически детерминированные, которые обуславливают социально значимое поведение и деятельность личности.

o для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонализированном виде», как представитель определенной социальной группы, как лишь элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли.

o социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макро-, так и на микро уровне. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена.

Специфика социальной психологии личности связана, во-первых , с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы . В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

Во-вторых , социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.

В-третьих , социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.

В-четвертых , социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т. е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.

Лекция Социальное развитие личности. Социализация.

Вопросы:

Понимание личности в социальной психологии

Социализация личности.

Основные сферы социализации.

Институты и стадии социализации.

Виды и формы социализации.

Вопрос 1. Понимание личности в социальной психологии.

Существует достаточно много подходов, которые тяготеют к тому, чтобы рассмотреть личность как сугубо социально-психологи­ческое понятие.

В персонологических теориях развивается так называемая сценическая модель личности. В соответствии с этой моделью «личностные психологические механизмы формируются у человека как условие убеждения других людей в том, что он (этот че­ловек) есть то, кем и чем он претендует быть. Поэтому личность есть искусство (не искусство быть личностью, а сама личность как созда­ние искусства), своеобразный язык, способ выражения результатов творчества индивида по формированию самого себя».

В ролевых теориях (Т, Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) человек рассматривается как носитель и реа­лизатор некоторой системы социальных ролей. Социальные роли рождаются из устойчивых ожиданий окружающих людей по отноше­нию к поведению человека.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев рассматривают личность как особый способ существования человека - существова­ния в качестве субъекта своих социальных отношений (личность как реальность для других). Как синонимы термина «субъект» они ис­пользуют слова «распорядитель», «инициатор». Личность - это ха­рактеристика человека, который способен ответственно, свободно и самостоятельно задавать свою позицию в системе социальных взаи­моотношений, свое место в пространстве культуры и времени исто­рии. Личность проявляется через особую форму социального пове­дения - поступки.

Ещё одно направление в изучении личности в западной психологии – это изучение личности в контексте функционирования Я-концепции. Я-концепция – набор представлений человека о самом себе. Источники знания о себе самом: ранняя социализация , отражённые оценки, даваемые нам другими людьми , окружающая обстановка , процессы социального сравнения , социальная идентичность, культура .

Человек всегда стремится к поддержанию и целостности своей Я- концепции. В связи с этим часто выбирает аргументы в пользу своего Я. Предрасположение в пользу своего Я помогает адаптации, снижает тревогу.

Таким образом, с точки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, прояв­ляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью таких специфичес­ких понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности и другие.


В отечественной психологии 1970-1980 гг. личность рассматривалась не только как субъект собственных социальных отношений, но и как носитель оп­ределенных психических свойств и качеств, как субъект предметной деятельности и т.д. (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и другие). Дис­кутировался вопрос о специфике именно социально-психологичес­кого подхода к личности. К. К. Платонов рассматривал социальную психологию как науку, изучающую психические явления, свойст­венные либо группе личностей, либо личности в группе.

Г. М. Анд­реева делает акцент на взаимодействии личности и группы.

По сути дела, социальная психология личности - это психология соци­ального развития человека, формирования психических механизмов, регулирующих его социальное поведение. Такой подход представля­ется перспективным и сегодня.

Введение

Глава 1. Понятие личности в социальной психологии

1.2 Специфика социально–психологической проблематики личности

Глава 2. Социально–психологические проблемы исследования личности

2.1 Изучение личности как субъекта деятельности и её продукта

2.2 Теория двух факторов формирования личности

2.3 Культурно–антропологическая интерпретация личности

Заключение

Список литературы


Введение

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир ("наш мир", мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир ("мой мир", индивидуальность и неповторимость "моего" существования).

Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно "работать" лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.

Сложность и многогранность феномена личности ведет к тому, что в области психологии личности сосуществуют различные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. Но, так или иначе, акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т.д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность - отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам "замысел" существования этой особой отрасли психологическом знания состоит в том, чтобы изучать "психологию группы". При такой аргументации предполагалось, хотя это и не всегда было выражено открыто, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.

Итак, все выше сказанное позволяет нам назвать тему, выбранную для курсовой работы, чрезвычайно актуальной, так как необходимость исследования личности очень важна. Именно в рамках социальной психологии выясняется и объясняется, каким образом личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой стороны, каким образом она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Несомненный интерес данная тема представляет как для психологов, так и для психиатров, педагогов, философов, социологов.

Объектом данного исследования, на наш взгляд, могут выступать психологические закономерности поведения, деятельности и взаимодействия людей, обусловленные включением их в социальные группы, что, по сути, и определяет специфику социальной психологии как науки.

Предмет исследования – личность человека в совокупности всех его психологических свойств и качеств.

Цель нашей работы - изучить понятие, структуру и формирование личности с точки зрения различных подходов; выявить социально-психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность; рассмотреть культурно-антропологическую интерпретацию личности.

Данная цель обусловила выполнение следующих задач:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы.

2. Определение ключевых понятий и структур.

3. Изучение закономерностей формирования и развития личности в рамках социальной психологии.

4. Изучение социально-психологических проблем личности.

В процессе курсового исследования применялись следующие методы:

1. Теоретический – изучение литературных источников по данной проблеме.

2. Сравнительный анализ существующих подходов на проблему личности.

Структура курсового исследования включает в себя: введение, две главы и заключение.


Глава 1. Понятие личность в социальной психологии

1.1 Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания

Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области. Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств". К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность "как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений".

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Всеобщий интерес многих наук к проблеме изучения личности является очень важным, так как решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.

Таким образом, для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами социальной психологии. К ним относятся, например, проблема социализации и некоторые другие. Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного периода времени не занималась этими проблемами, отчасти же тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некоторый социологический аспект. Основная же направленность социологического подхода достаточно определенна. Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии. Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Правда, тот факт, что личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами, не касается вопроса о ее социальной детерминации. В этом вопросе согласны все, исследующие проблему личности в отечественной общей психологии.

Различия в трактовке личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего - представления о структуре личности. Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность, и каждый из них соответствует определенному представлению о структуре личности. Меньше всего согласия существует по вопросу о том, "включаются" или нет в личность индивидуальные психологические особенности. Ответ на этот вопрос различен у разных авторов. Как справедливо отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения". Хотя второй подход чаще всего рассматривается как социологический, он присутствует также внутри общей психологии в качестве одного из полюсов. Спор здесь идет именно по вопросу о том, должна ли личность в психологии быть рассмотрена преимущественно в этом втором значении или в системе данной науки главное - соединение в личности (а не просто в "человеке") социально значимых черт и индивидуальных свойств.

В одной из обобщающих работ по психологии личности, представляющих первый подход, было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства; в рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется. Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности - убеждения) (Платонов).

По мнению К.К. Платонова, подструктуры эти различаются по "удельному весу" социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры. На долю общей психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных психических процессов - памяти, эмоций, мышления (что сведено в подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто не представлена.

Принципиально иной подход к вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Прежде чем перейти к характеристике структуры личности, он формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему исследования личности. Главная идея заключается в том, что "личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается" Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как условие деятельности, а с другой - как ее продукт. Такое понимание этого соотношения дает основание и для структурирования личности: если в основе личности лежат отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, то основанием для выявления структуры личности должна быть иерархия этих деятельностей. Но поскольку признаком деятельности является наличие мотива, то за иерархией деятельностей личности лежит иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей (Асмолов). Два ряда детерминант - биологические и социальные - здесь не выступают как два равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого начала задана в системе социальных связей, что нет вначале лишь биологически детерминированной личности, на которую впоследствии лишь "наложились" социальные связи.

Хотя формально в этой схеме не присутствует перечень элементов структуры личности, по существу такая структура предполагается как структура характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации проведена здесь наиболее последовательно: личность не может быть интерпретирована как интегрирование лишь биосоматических и психофизиологических параметров. Можно, конечно, утверждать, что здесь представлен не общепсихологический, а именно социально-психологический подход к личности, как это, кстати, иногда и делается оппонентами. Однако, если обратиться к самой сути всей концепции, к пониманию предмета психологии А.Н. Леонтьевым, то становится ясно, что здесь изложен подход общей психологии к проблеме личности, принципиально отличающийся от традиционных, а вопрос о том, как должна подойти к этой проблеме социальная психология, еще предстоит решить особо.

Трудности выделения специфического социально-психологического угла зрения при этом только начинаются. Было бы легко вычленить круг его проблем, если бы на его долю осталась вся область социальной детерминации личности. Но такой подход был бы уместен (и он, действительно, имеет место) в тех системах психологии, где допускается первоначальное рассмотрение личности вне ее социальных связей. Социальная психология в такой системе начинается там, где начинают анализироваться эти социальные связи. При последовательном же проведении идей, сформулированных Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой подход просто неправомерен. Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

... (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) - обязательные параметры описания группы в социальной психологии. Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе...

Духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом. Указывая на определяющую роль...

Последние материалы сайта