Провозглашение германской империи. Германские рейхи. Второй рейх – Германская империя Карта германской империи 1871 года

23.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

§ 13. Образование Германской империи

Состояние германских земель к середине XIX в.

После того как к началу 1860-х гг. была практически объединена Италия (кроме Рима и Венеции), немцы остались единственной крупной нацией в Европе, лишенной национальной государственности. Им не требовалось, подобно итальянцам, освобождать свои земли от иностранной оккупации. Но германские земли были раздроблены не на восемь, как в Италии, а на несколько десятков крупных, средних и совсем крошечных государств. В каждом из них были свои правители, органы власти. Это создавало серьезные препятствия к объединению.

Австриец

К середине XIX в. уровень развития германских государств не был одинаковым. Наиболее сильные из них, Пруссия и Австрия, были развитыми аграрными странами, укреплялась в них и промышленность. В прусских городах еще в период наполеоновских войн и реформ (они затронули и Пруссию) сложилась сильная торгово-промышленная буржуазия. Но она была не так влиятельна, как крупные помещики – юнкеры. Наиболее развитыми были западные области Пруссии, отделенные от ее основной части – Вестфалия и Рейнская провинция. В них еще в первой половине XIX в. строились планы создания буржуазно-демократической республики.

Замок баварского короля Нойшванштайн. Построен в XIX в.

В большинстве маленьких германских государств преобладал феодальный уклад. Иногда порядки в этих государствах зависели исключительно от воли (точнее, от самодурства) их правителей. Так, правитель Кургессена, вернувшийся туда после наполеоновских войн, отменил все буржуазные законы, введенные при французах. Он возродил барщину, устаревшие цехи и даже снова ввел в своем крохотном войске допотопные парики и косички.

Используя карты Германии и Италии, ответьте: какой из двух стран предстоял более сложный процесс объединения? Почему?

Но были и другие примеры. В ряде западных и центральных германских земель (Саксония, Бавария, Баден, Вюртемберг и пр.) буржуазный уклад, сложившийся во времена Наполеона, продолжал укрепляться. По решению Венского конгресса во многих из таких областей были введены умеренные буржуазные конституции.

Предпосылки объединения Германии

Уже на Венском конгрессе была сделана попытка объединения Германии «сверху», даже, точнее говоря, извне. Было решено, как вы помните, создать Германский союз, в который вошли 35 монархий и 4 вольных города. Два главных претендента на господство в будущей Германии, Австрия и Пруссия, вошли в новый союз не полностью. Их восточные земли остались вне его пределов. Господствовала в Германском союзе Австрия: ее представитель был председателем союзного сейма (парламента), голоса в котором распределялись так, что за Австрией всегда оставалось гарантированное большинство.

Объединение Германии. Франко-прусская война

Представьте, что в середине 1860-х гг. Франции и Австрии удалось бы договориться о совместной борьбе против Пруссии. Попробуйте с помощью карты сделать прогноз, насколько успешной была бы в этом случае для Пруссии война на два фронта.

Но значение Германского союза для единства страны было скорее символическим, чем реальным. Венский конгресс создавал этот союз прежде всего как своего рода барьер против возможных попыток Франции возродить свое господство в Европе. Решения сейма, как правило, не носили обязательного характера. И все же Германский союз способствовал сближению его участников, в особенности торговому. В 1834 г. по инициативе Пруссии был создан Таможенный союз, объединивший 18 германских государств.

К середине XIX в. буржуазный уклад в германских землях заметно укрепился. На западе Германии активно развивались добыча угля и металлургическая промышленность, росла сеть железных дорог, соединявших германские государства. В восточных областях многие юнкеры перестраивали свое хозяйство на буржуазный лад, используя крестьян как наемных рабочих. Появлялось все больше состоятельных крестьян, которых в России именовали «кулаками», а в Германии – гроссбауэрами (т. е. крупными, крепкими крестьянами).

В ходе революции 1848–1849 гг. в различных частях Германии усилились патриотические настроения, стремление к национальному объединению. Во Франкфурте с апреля 1848 г. по июнь 1849 г. по инициативе общественных деятелей работал общегерманский парламент, обсуждавший варианты единой конституции и органов власти. Конечно, Франкфуртский парламент имел лишь символическое значение. Но сам факт его созыва, энтузиазм, с которым проходили его выборы и заседания, убедительно говорили, что у идеи объединения Германии становится все больше сторонников.

Что, по-вашему, оказало большее влияние на процесс объединения Германии – создание Германского союза, Таможенного союза или кратковременная деятельность Франкфуртского парламента?

Начало объединения Германии

В конечном счете объединение Германии, как и Италии, началось «сверху». Но в Италии «верхи» (в лице короля Пьемонта) действовали недостаточно решительно, и только союз с «низами» помог им добиться успеха. В Германии же действия «верхов» были уверенными и быстрыми.

К началу 1850-х гг. Таможенный союз, находившийся под контролем Пруссии, значительно укрепился. Австрия, формально не входившая в этот союз, не без основания видела в нем угрозу своему главенству в Германском союзе. Австро-прусские отношения становились все более напряженными. В ноябре 1850 г. Пруссия попыталась захватить Гессенское герцогство, пользуясь возникшим там политическим кризисом. Но и Австрия двинула свои войска к Гессену. При этом австрийцы добились поддержки не только сейма Германского союза, но даже русского царя. По просьбе Австрии Николай I пригрозил Пруссии вмешательством России. Пруссакам пришлось отозвать свои войска обратно. Этого унижения в Пруссии долго не могли забыть.

Отто Бисмарк

Вскоре Пруссия взяла решительный курс на объединение Германии под своей властью. Этот курс был связан с именем выдающегося немецкого политика и дипломата Отто Бисмарка (1815–1898). Он получил юридическое образование, начал было делать военную карьеру, но в итоге стал политиком. В 1859–1862 гг. Бисмарк был послом Пруссии в России, где настолько сдружился с Александром II, что царь даже предлагал ему перейти на российскую службу. Хорошие отношения с Россией Бисмарк старался поддерживать и позднее, став первым министром Пруссии.

Бисмарк понимал, что в случае нового конфликта Пруссии и Австрии Россия больше не станет поддерживать австрийцев. И он использовал это обстоятельство при первом же удобном случае. Когда в ноябре 1863 г. умер датский король, Пруссия оспорила права его наследника на герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Австрия также поспешила предъявить претензии на эти земли. В результате взаимной договоренности Пруссия и Австрия объявили о «совместном владении» обоими герцогствами. Фактически же прусские войска заняли Шлезвиг, а австрийские – Гольштейн.

Но Бисмарк не отказывался от намерения сокрушить Австрию и этим обеспечить главенство Пруссии в будущей объединенной Германии. Умелыми дипломатическими шагами Бисмарк убедил Россию и другие крупные державы не вмешиваться в возможный конфликт Пруссии и Австрии. А Италия даже пообещала предоставить Пруссии военную помощь «в обмен» на Венецианскую область, все еще удерживавшуюся австрийцами.

Что лежало в основе противостояния Австрии и Пруссии? Почему эти страны не могли (или не захотели) вместе стать ядром объединенной Германии?

Завершение объединения Германии

8 июня 1866 г. прусские войска заняли Гольштейн. В ответ Австрия объявила Пруссии войну. Под предлогом «обороны» прусская армия 16 июня вторглась в пределы Австрии. Сопротивление австрийцев было сломлено в считанные дни. А уже 3 июля их армия была наголову разбита близ городка Садова (Чехия). Король Пруссии Вильгельм I рвался наступать и дальше, на Вену. Отказаться от этой затеи его уговорил Бисмарк. Он считал, что вполне достаточно будет потребовать выхода Австрии из Германского союза и ее отказа от Гольштейна в пользу Пруссии.

На этих (т. е. прусских) условиях 26 июля и было заключено перемирие. Заодно Пруссия присоединила к себе Ганновер и несколько мелких германских княжеств. А итальянцы получили обещанную им Венецию, хотя в этой скоротечной войне Италия ухитрилась потерпеть два сокрушительных поражения. Вначале Австрия разгромила при Кустоце итальянскую армию, а затем близ Лиссы уничтожила и флот Италии.

Атака прусской кавалерии

В августе 1866 г. был создан Северогерманский союз из 22 государств. Главой его стал прусский король. Таким образом, Пруссия стала лидером в борьбе за воссоединение Германии, окончательно оттеснив Австро-Венгрию на второй план.

К концу 1860-х гг. обострились отношения Пруссии и Франции. Бисмарк не скрывал намерения присоединить к будущей Германии французские Эльзас и Лотарингию, а Наполеон III претендовал на ряд германских земель. А когда летом 1870 г. вспыхнул конфликт из-за испанского престола, Франция и Пруссия оказались на грани войны.

Прусский король Вильгельм I, желая избежать столкновения, добился отказа своего родственника от испанского престола. Казалось бы, военная угроза миновала. Но Наполеон III, решив, что Пруссия боится войны, стал предъявлять ей дерзкие требования. Бисмарк мастерски сыграл на несдержанности французского императора. Он организовал газетные публикации, оскорбительные для Франции. И в итоге Франция объявила войну Пруссии.

После разгрома французской армии у Седана накал военных действий стал ослабевать, хотя окончательный мирный договор был подписан во Франкфурте только 10 мая 1871 г.

Провозглашение Германской империи. Художник А. Бернер

Но еще до этого, 18 января, в Версальском дворце под Парижем была торжественно провозглашена Германская империя. Ее кайзером (императором) был объявлен прусский король Вильгельм I. В состав империи вошла вся территория Северогерманского союза, а также Бавария и другие государства юга Германии. Вскоре, после заключения мирного договора с Францией, в империю влились Эльзас и часть Лотарингии. Главой правительства империи (рейхсканцлером) стал Бисмарк, который последующие 20 лет (он ушел в отставку в 1890 г.) фактически определял внешнюю и внутреннюю политику Германии. Формально же законодательная власть возлагалась на рейхстаг (парламент), но утверждение законов зависело от императора и подчиненного ему союзного совета.

Подведем итоги

С завершением объединения Германии была восстановлена историческая справедливость. Один из древнейших и крупнейших народов Европы вновь обрел национальную государственность. Преодолев многовековую раздробленность, Германия получила все возможности для более быстрого развития. Но в политике объединенной Германии (а до этого – Пруссии) проявились и агрессивные черты.

Оккупация - временный захват вооруженными силами одного государства части или всей территории другого государства.

Австро-Венгрия - так с февраля 1867 г. в результате настояний влиятельных венгерских кругов стала именоваться Австрийская империя, ослабленная потерей владений в Италии и военными поражениями.

1834 Создание Таможенного союза во главе с Пруссией. «…Германия ждет осуществления своих надежд не от либерализма Пруссии, а от ее могущества… Не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., – а железом и кровью».

1. Как влияла раздробленность Германии на ее экономическое развитие? Что в этом отношении принесло бы стране ее объединение?

2. Почему революционные события 1848–1849 гг. в ряде областей Германии не превратились в борьбу за ее объединение, как в те же годы произошло в Италии? Чем отличались эти события?

3. За счет чего Пруссии удалось обеспечить себе поддержку (или нейтралитет) ведущих европейских держав в конфликте с Австрией? Почему такой поддержки не смогла получить и Австрия?

4. Почему уже после разгрома Австрии Бисмарку понадобилась еще и победа над Францией? Разве Франция чем-то мешала объединить Германию под властью Пруссии?

1. Немецкий экономист Фридрих Л ист (1789–1846) писал о вреде раздробленности Германии: «Ведя торговлю в Гамбурге с Австрией, в Берлине со Швейцарией, приходится проезжать через 10 государств, изучать 10 таможенных и местных порядков, уплачивать 10 раз принудительные пошлины… Немцы с завистью смотрят на великий народ, живущий по другую сторону Рейна, который ведет торговлю от Ла-Манша до Средиземного моря, от Рейна до Пиренеев, от границы Голландии до Италии, по свободным рекам и дорогам, не встречая ни одного таможенного чиновника». Изменилось ли что-либо в этом пагубном положении (речь идет о 1830-х гг.) ко времени австро-прусской и франко-прусской войн? Если изменилось, то что именно?

2. В 1831 г. немецкий писатель Иоганн Вирт говорил, что Германию «разрывают на части, она обескровлена, попрана, обесчещена… Она вычеркнута из списка европейских держав и предана на посмеяние иностранцам… Несчастье нашего отечества одновременно является проклятием и для всей Европы». Что хотел сказать этим И. Вирт? Почему раздробленность Германии была, по его мнению, «проклятием» для Европы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги За что сражались советские люди автора Дюков Александр Решидеович

VII. Восточные рабы германской империи Только низкие люди и подлецы, лишенные чести и павшие до состояния животных, могут позволить себе такие безобразия в отношении невинных безоружных людей. И. Сталин, 6 ноября 1942 г. …Немецкая семья: улыбающийся пожилой немец в шляпе, в

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

Себастиан Хаффнер САМОУБИЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ВСТУПЛЕНИЕ Германская империя больше не значится на политической карте мира. Как ни странно, но отнюдь не так легко определить, когда это произошло.Поражение в 1945 году лишило Германскую империю суверенитета, но не

Из книги Священная Римская империя: эпоха становления автора Бульст-Тиле Мария Луиза

КНИГА I ОСНОВАНИЕ И РАСЦВЕТ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

От Северо-германского союза к Германской империи С 1859 г. начался новый период оживления национального движения в Германии. Страну охватила волна патриотических настроений в связи с угрозой захвата Францией германских земель по левому берегу Рейна. Известные либералы и

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ К началу XIX в. в составе «Священной Римской империей германской нации» числилось более 300 государств. Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью.

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

автора

1806 Образование Рейнского союза. Ликвидация Священной Римской империи германской нации После разгрома Австрии и России в 1805 г. и Пруссии в 1806 г. Наполеон, как заправский мясник, начал «свежевать» Священную Римскую империю германской нации, состоявшую из 350 германских

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1870–1871 Образование Германской империи Объединение немецких государств готовилось с давних пор, но успех Пруссии в войне с Францией резко подстегнул этот процесс, вызвав волну патриотизма в частях Германии, не входивших в Пруссию. Эти преимущественно южногерманские

автора Автор неизвестен

61. СОЗДАНИЕ СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА 1866 г. ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИЯ 1871 г В 50-60-х гг. XIX в. Пруссия все явственнее захватывала роль лидера германского объединения В 1861 г. Союзным сеймом Германского союза было принято Общегерманское торговое

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

63. ПАДЕНИЕ КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В 1918 г Весной-осенью 1918 г. в результате неудач на фронтах первой мировой войны и под влиянием падения монархии и социалистической революции в России, в Германии сложилась революционная ситуация. Революция началась восстанием

Из книги Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы автора Андреев Андрей Юрьевич

Университеты Священной Римской империи германской нации в XIV–XV вв. Начиная обзор истории немецких университетов (т. е. университетов на территории Священной Римской империи германской нации к северу от Альп) с середины XIV в., можно задаться вопросом: а почему их

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Тайные операции нацистской разведки 1933-1945 гг. автора Сергеев Ф. М.

РАЗВЕДКА И ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ «ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ВОСТОКЕ» Задачу насильственного захвата европейской части СССР в целях образования германской империи в континентальной Европе Гитлер выдвигал еще в 1927 году в своей книге «Майн кампф», открыто звавшей к походу на Восток,

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 13. Образование Германской империи Состояние германских земель к середине XIX в.После того как к началу 1860-х гг. была практически объединена Италия (кроме Рима и Венеции), немцы остались единственной крупной нацией в Европе, лишенной национальной государственности. Им не

Из книги Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев, 1900-1945 автора Кенен Герд

1. Посланец Германской империи «Стояла зима. Я сразу же… вернулся в Сибирь. Ночью Томск встретил меня глубоким снегом и лютым морозом. Я пробыл тут несколько месяцев, дождавшись, пока не зацвела степь. Тогда я направился вверх по реке, нанял работников и лошадей и поднялся

18 января 1871 года на карте Европы было образовано новое государство, получившее название Германская империя. Отцами-основателями этого государственного образования принято считать незаурядную личность, вошедшую в историю под грозным именем "железный канцлер" - Отто фон Бисмарка, а также Вильгельма I Гогенцоллерна. Германская империя просуществовала до 9 ноября 1918 года, после чего монархия в результате Ноябрьской революции была свергнута. Она вошла в историю как государство, отличающееся мощью и четко установленной стратегией развития.

Германская империя - это название, которое стали применять русские историографы в XIX веке. Второй рейх, Кайзеровская Германия - встречаются в литературе значительно реже. Ее образованию способствовали следующие значимые исторические события:

  • распад Германского союза (1866г.);
  • война между Германией и Данией (1864г.);
  • война между такими государствами, как Австрия и Пруссия (1866г.);
  • война между Пруссией и Францией (1870-1871гг.);
  • создание Северогерманского союза (1866-1871гг.).

В 1879 году прусский король Вильгельм I вместе с канцлером Отто фон Бисмарком объявили войну Франции, для того чтобы подорвать ее экономику и повлиять на политическое положение этой страны. В результате военных действий они решили Северогерманский союз, который был создан с этой целью, одержал полную победу над французами, и в январе 1871 года в Версале было объявлено о том, что создание Германской империи состоялось. С этого момента появилась новая страница в мировой истории. Началось объединение не только стран но и других государств, которые посчитали вхождение в империю наиболее целесообразным для себя. Бавария и другие земли южной Германии вошли в состав Германской империи.

Австрия наотрез отказалась входить в ее состав. По окончании Франко-Прусской войны Франция выплатила огромную контрибуцию (пять миллиардов франков), поэтому образование Германской империи началось не на пустом месте. Благодаря такому серьезному финансовому вливанию смогла создать собственную экономику. Во главе номинально стоял кайзер (король) Вильгельм I, но фактически управление империей взял в свои руки канцлер Отто фон Бисмарк. Государства, которые не входили в были насильно подчинены Пруссии, поэтому создание Германской империи нельзя назвать добровольным объединением. В ее состав входили двадцать две германские монархии и города Бремен, Любек и Гамбург, которые на тот момент являлись свободными.

После принятия Конституции в апреле 1871 года Германская империя получила статус а прусский король получил титул императора. За все время ее существования этим титулом пользовались три монарха. Это который находился у власти в период с 1871 по 1888 гг., Фридрих III, который пробыл у власти только 99 дней и Вильгельм II (1888-1918 гг.). Последний император после свержения монархии бежал в Нидерланды, где и скончался в 1941 году.

Образование Германской империи способствовало национальному объединению немецкого народа и скорейшей капитализации Германии. Но после того как эта империя была создана, ее стала очень опасной для всех народов Европы и, пожалуй, всего мира. Германская империя начала усиленно развивать свою боевую мощь и диктовать с позиции силы свои условия. Именно в это время началось зарождение национализма, который впоследствии привел к двум мировым войнам, различным кровавым революциям и миллионам погибших, уничтоженных людей. С образованием Германской империи в душах людей немецкой нации поселилась национальная идея о мировом господстве их страны и превосходстве немцев над остальными народами.

К началу XIX в. в составе «Священной Римской империей германской нации» числилось более 300 государств. Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. Завоевания Наполеона положили конец существованию Священной Римской империи. С 1806 по 1813 г. на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз, который попал в подчинение Франции. После поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 г. Рейнский союз распался.

На Венском конгрессе был создан Германский союз - объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств и 4 вольных городов. Правящим органом Германского союза был так называемый Союзный сейм. Председательство в союзе принадлежало Австрии.

Германский союз просуществовал до 1866 г. и был ликвидирован после разгрома Австрии в войне с Пруссией. Под именем Северо-Германского союза возникло новое государство. Управление союзом отдавалось прусскому королю («президенту»). Вне союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и др. Таким образом, объединение Германии не было завершено. Эту проблему решила франко-прусская война.

19 сентября 1870 г. германские войска окружили Париж. Генеральный штаб германской армии разместился в Зеркальном зале Версальского дворца. Именно здесь Отто фон Бисмарк решил объявить об объединении Германии в единое государство. Большие успехи в войне против Франции, которую вела уже объединенная армия под прусским руководством, породили волну патриотического подъема в германских государствах. Южногерманские державы, которые надеялись на помощь Франции в борьбе против гегемонии Пруссии, по ходу войны присоединились к Северо-Германскому союзу.

9 декабря 1870 г. рейхстаг Северо-Германского союза постановил, что уже фактически объединенное государство должно называться Германской империей. 18 января 1871 г. в Зеркальном зале было торжественно провозглашено ее создание. Король Пруссии 74-летний Вильгельм I был объявлен кайзером, наследственным императором всей Германии. Имперская конституция закрепила в объединенной Германии гегемонию Пруссии. Канцлером нового государства был назначен Бисмарк. Возникновение Германии в центре Европы коренным образом меняло расстановку сил. Дальнейшая борьба за сферы влияния молодого милитаризованного государства, возникшего благодаря трем агрессивным войнам, определила трагическую историю мира в первой половине следующего, XX в.

28 января 1871 г. было заключено перемирие с Францией. Германским войскам передавалось большинство французских фортов, оружие и боеприпасы, Париж выплачивал 200 миллионов франков контрибуции. К этому времени германские войска оккупировали свыше 1/3 территории Франции с населением более 10 миллионов человек.


26 февраля в Версале был подписан прелиминарный мирный договор. 1 марта немецкие войска вошли в Париж. Но после получения известия о ратификации прелиминарного договора Национальным собранием Франции они 3 марта были выведены из французской столицы.

В борьбе против Парижской коммуны немцы оказали содействие версальскому правительству Тьера. Вместе с тем, в ходе дипломатических переговоров руководители Германии пытались использовать трудное положение Франции, чтобы ухудшить для нее условия мирного договора. По Франкфуртскому миру 10 мая 1871 г. Франция передала Германии промышленно развитые и важные в стратегическом отношении области Эльзас и северо-восточную часть Лотарингии, обязалась выплатить 5 млрд франков контрибуции, до уплаты которой в некоторых регионах страны размещались германские оккупационные войска.

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германской империи и 60 % населения страны. Император был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи. Члены верхней палаты империи - бундесрата - назначались правительствами союзных государств. Председателем палаты был канцлер, назначаемый прусским королем. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта.

Нижняя палата парламента сохранила название рейхстаг. Он избирался сначала на 3 года, затем (с 1887 г.) на 5 лет «посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов». Фактически рейхстаг не обладал реальной властью. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов.

Существовав до 1866 года германский союз представлял собою союз государств. Союзная власть была очень слаба и не могла обеспечить Германии даже в международных отношениях сколько-нибудь могущественного положения. Раздробленность политической жизни создавала препятствия национальному развитию. Немудрено поэтому, что германские патриоты издавна стремились к большему политическому объединению. Но стремления эти разбивались главным образом о соперничество двух сильнейших немецких держав - Пруссии и Австрии, приведшее, наконец, к прусско-австрийской войне 1866 года. Последствием прусских побед было отпадение Австрии от союза в силу Никольсбургского прелиминарного договора: этим устранялся дуализм в составе союза, мешавший его упрочению. Но пражский трактат добавил к этому недопустимость присоединения к имевшему образоваться под гегемонией Пруссии северогерманскому союзу Баварии, Вюртемберга, Бадена и Гессена. Им предоставлено было образовать из себя особый южно-германский союз. Это значило бы раздвоить Германию вместо ее объединения. Северогерманский союз образовался 1 июля 1867 года. Южно-германский союз не составился, но южно-германские государства заключили с образовавшимся северо-германским союзом прежде всего оборонительный и наступательный союз, причем дело не ограничилось одним условием помогать друг другу в случае войны, но, кроме того, постановлено было и южно-германским государствам принять прусское военное устройство, и были даже учреждены общие комиссии для инспектирования крепостей Ульм, Раштат, Ландау и Майнц. Кроме того, южная Германия вместе с северо-германским союзом составляли один таможенный союз. Окончательное их присоединение к северо-германскому союзу совершилось лишь после франко-прусской войны, давшей возможность отступиться от стеснительных постановлений пражского трактата. С присоединением южно-германских государств северо-германский союз превратился в германскую империю, образовавшуюся 1‑го января 1871 года.

Германская имперская конституция, подобно швейцарской союзной конституции, сложилась несомненно также по образцу северо-американской, этого прототипа всех союзных государств. Но германская конституция представляет больше и притом более существенных особенностей. Они обусловливались главным образом своеобразным составом германской империи. И Соединенные Штаты, и Швейцария слагаются все из республик: государства, входящие в состав германской империи, за исключением больших городов Гамбурга, Любека и Бремена, все монархии. Это обстоятельство не могло не вызвать существенных особенностей в организации союзной власти. Монархическая власть же так легко поддается ограничениям, как республиканская. Поэтому, монархическим правительствам германских государств пришлось предоставить большую самостоятельность в ущерб последовательному проведению идеи единой союзной власти. Другая характерная особенность германской империи - крайняя неравномерность могущества отдельных составляющих ее государств и прежде всего подавляющее могущество Пруссии. При таких условиях было невозможно в той же степени провести начало равенства отдельных государств, как это сделано относительно американских штатов или швейцарских кантонов. Наконец, оказали свое влияние и изменившиеся условия времени. К шестидесятым годам, когда составлялась конституция северо-германского союза, теория разделения властей уже не пользовалась тем безусловным признанием, как в конце прошлого столетия. Изверились и в значении провозглашения в конституции неотъемлемых прав гражданина. Поэтому, в германской конституции мы не находим вовсе отдела, содержащего в себе декларацию прав, не находим и сколько-нибудь последовательного проведения принципа разделения властей.

Монархическая организация германских государств привела, прежде всего, к тому, что конституция германская в отличие от американской и швейцарской является не актом народной воли, а актом договорного соглашения монархических правительств. В республике верховного власть принадлежит народу, - его воля, и устанавливает союзную организацию. В монархии носителем верховной власти является монарх: поэтому и для установления союзного устройства требуется соглашение монархов. Но это не придает германской империи характера договорного отношения. Предметом соглашения правительств было именно установление империи. Раз империя организовалась, содержание договора этим исчерпано, а тем самым прекратились и договорные отношения. Монархическое устройство решительного большинства германских государств естественно привело к тому, что и субъектом верховной имперской власти являются отдельные правительства в их совокупности. Органом совокупной их деятельности служит союзный совет. Это учреждение поставлено в совершенно иное положение, нежели кантональный совет Швейцарии или американский сенат.

Союзный совет состоит из уполномоченных отдельных правительств. Уполномоченные эти действуют согласно инструкциям, получаемым ими от правительства. Если какое-либо правительство имеет несколько уполномоченных в совете, все они должны действовать согласно. С другой стороны, они имеют значение не только как члены совета, а как отдельные уполномоченные правительства. Это выражается в праве уполномоченных, оставшихся при голосовании в меньшинстве, поддерживать и отстаивать свое мнение перед рейхстагом. В назначении своих уполномоченных правительства совершенно свободны: не определен даже срок их полномочия. Они занимают положение не самостоятельных членов представительного собрания, а подчиненных должностных лиц, и подлежат общим условиям служебной дисциплины. Число их от различных государств в точности не определено. Указан только максимум: их не может быть больше того, сколько голосов имеет каждое государство в совете. Основанием для определения числа голосов в совете принято было число голосов, каким пользовались отдельные государства в прежнем германском сейме. Только Баварии, вместо 4, предоставлено 6 голосов, да Пруссия соединила с принадлежавшими ей голосами голоса завоеванных ею государств. Таким образом, получилось следующее распределение голосов: Пруссия имеет 17 голосов, Бавария - 6. Саксония и Вюртемберг - по 4, Баден и Гессен - по 3, Мекленбург-Шверин и Брауншвейг - по 2 и остальные 17 государств каждое по одному голосу, - всего 58 голосов для 25 государств. Не имеет своего представителя в совете имперская область Эльзас-Лотарингия, так как она не есть член империи, а только принадлежит ей; но с 1879 года в заседание совета приглашается с совещательным голосом представитель ее правительства. Дела решаются в совете по большинству голосов, но, как мы уже видели, большинство тут не имеет безусловного значения. Оставшееся в меньшинстве могут отстаивать свое мнение пред рейхстагом. Если большинство совета отвергает какое-нибудь, предположение, то это право меньшинства, конечно, не имеет практического значения. Рейхстаг не может навязать совету никакой меры. Но если большинством предложение принято, то меньшинство может этим путем склонить рейхстаг отвергнуть принятое советом предложение и, таким образом, воспрепятствовать его осуществлению. Следовательно, за меньшинством охраняется известного самостоятельность лишь настолько, насколько дело идет о сохранении существующего положения вещей. Эта тенденция сказывается и в других постановлениях, конституции. Изменения конституции совершаются общим законодательным порядком. Но в совете предложения этого рода считаются отвергнутыми, если против них выскажется хотя бы только 14 голосов, т. е. меньше ¼ всех голосов. При этом Пруссия, располагающая 17 голосами, одна может остановить всякое изменение конституции; точно так же Бавария и Саксония с Вюртембергом или с Баденом, Гессеном и Брауншвейгом. Следовательно, средние по величине государства, соединившись, тоже могут не допустить изменены конституции; то же самое могут сделать и мелкие государства, хотя бы и при согласии на изменения конституции трех из них. Мало того, император может остановить всякий законопроект, направленный к изменению существующего законодательства по военному и военно-морскому управлению, а также относительно налогов на туземный сахар, водку, соль, пиво и табак. Заседания совета происходят под председательством имперского канцлера, назначаемого императором. Совет созывается императором, а также по требованию, по крайней мере, 18 голосов. Следовательно, одни мелкие государства без содействия какого-либо среднего не могут потребовать, созвания совета. Средние же государства, имея вместе 24 голоса могут и не все, согласившись между собою, потребовать созыва совета. Он может заседать и во время вакаций рейхстага²*.

Союзный совет занимает положение, подобное монарху в отдельных государствах. Вместе с рейхстагом он осуществляет законодательную власть и, кроме того, самостоятельно осуществляет правительственную власть. Правда, кроме союзного совета, имеется еще император, стоящий во главе империи, но император не есть, единоличный орган правительственной власти. Напротив, по общему правилу, он осуществляет ее совместно с союзным советом. На это указывает и то, что конституция определяет его положение не как главы империи и даже не как главы исполнительной власти, а ограничивается довольно неопределенным выражением Präsidium - председательство. Однако, некоторые права принадлежат единоличной власти императора. Он созываете союзный совет и рейхстаг, представляет империю во внешних и внутренних отношениях, командует вооруженной силой империи, назначает имперского канцлера и имперских министров.

Звание императора принадлежит всегда прусскому королю. Точно так же прусский кронпринц именуется и имперским наследником престола. В случае регентства, прусский регент, осуществляет и функции императора.³*

Народное представительство имеет своим органом рейхстаг. Он составляется из представителей, избираемых непосредственно народом, всеобщей и тайной подачей голосов, по такому расчету, что от каждых 100.000 жителей избирается один представитель. Но каждое государство делится на целое число избирательных округов и во всяком случае имеет по крайней мере одного представителя в рейхстаге. От Пруссии избирается ⅔ всех членов рейхстага. Срок выборов трехлетний.

Император, союзный совет и рейхстаг служат органами единой имперской власти. Территория и население империи точно так же составляют одно целое. Единство территории выражается главным образом в том, что вся империя образует одну таможенную территорию. Единство населения находит себе выражение в том, что условия приобретения подданства определяются имперским законодательством и что подданный любого германского государства есть вместе с тем, и подданный империи и в силу того пользуется во всех германских государствах такими же правами, как и местные природные подданные.

Единство юридического порядка обеспечивается германской, конституцией слабее, чем конституциями североамериканской и швейцарской. Германская конституция вовсе не устанавливает обязательных для партикулярных законодательств, принципов.

Ею не обеспечиваются права гражданской свободы. Она не обязывает даже отдельные государства сохранять какую-либо определенную форму правления. В виду существования в составе, империй трех вольных городов с республиканской формой правления, нельзя было сделать для всех германских государств обязательною одну монархическую форму правления. Но конституция имперская не обеспечивает даже сохранения каждым государством существовавшего в нем при образовании империи государственного устройства. Следовательно, конституционная монархия может в них замениться абсолютной или даже республикой. Отсутствие обязательных для партикулярных законодательств принципов отчасти восполняется выраженным в ст. 2 правилом, что имперские законы имеют преобладание над партикулярным законодательством. Это правило в соединении с принадлежащим имперской власти правом надзора по всем отраслям управления, отнесенным к имперской компетенции дает имперской власти возможность поддерживать по крайней мере в этой сфере должное единство правового порядка.

Согласно ст. 4 конституции, право надзора и законодательства имперской власти распространяется на следующие предметы: 1) определение оседлости и регулировка свободы передвижения; 2) таможенное и торговое дело; 3) монетное дело и определение единиц меры; 4) банковское дело; 5) привилегии на изобретения; 6) литературная и художественная собственность; 7) международная торговля, мореплавание и консульские учреждения; 8) железнодорожное дело и вообще пути сообщения, имеющие общеимперское значение; 9) судоходство; 10) почты и телеграфы; 11) гражданское, уголовное и процессуальное законодательства; 12) организация армии и флота; 13) врачебное и ветеринарное дело; 14) свобода печати и общения.

Охрана юридического порядка со стороны имперской власти выражается в различных формах. Во-первых, император имеет право в случае надобности объявлять в осадном положении или всю имперскую территорию, или отдельные ее части, за исключением Баварии. Во-вторых, союзному совету принадлежит разрешение всякого рода столкновений между различными государствами, а также внутренних конституционных конфликтов в отдельных государствах; если старания союзного совета уладить дело не приведут к цели, оно разрешается имперским законом. В-третьих, в Германии существует и общий имперский суд из несменяемых членов по назначению императора, но компетенция его ограничена только гражданскими и уголовными делами. Дела о государственных преступлениях, направленных против императора и империи, имперский суд решает в качестве первой и последней инстанции. В качестве апелляционной инстанции он ведает гражданские и уголовные дела, рассматривавшиеся в консульских судах. Наконец, в качестве ревизионной инстанции ему подсудны те жалобы на решения партикулярных судов, которые основываются исключительно на нарушениях местных партикулярных законов.

Подобно Швейцарии, финансы Германской империи имеют двойственный характер. Имперские расходы покрываются частью особыми имперскими налогами, частью матрикулярными взносами отдельных государств. Имперскими налогами являются таможенные пошлины, пошлины с документов и с игральных карт и налога с потребления соли, сахара, вина, табака и пива. Но не все поступление этих налогов идет непосредственно на покрытие имперских расходов. Законом 1879 года постановлено, что таможенный доход и доход от налога с табака поступают на покрытие имперских расходов лишь в суше 180 миллионов марок. Излишек, полученный сверх этой суммы, распределяется между отдельными государствами сообразно количеству их населения. Так же поступают и с доходом, полученным от пошлин с документов и игральных карт (закон 1881 г.). При таких условиях матрикулярные взносы уже не имеют, как в Швейцарии, исключительного характера, а представляются нормальным способом покрытия имперских расходов. Они распределяются между отдельными государствами сообразно количеству населения.

Международные сношения не составляют исключительного права империи, и отдельные государства сохранили право сноситься с иностранными державами, назначать и принимать дипломатических агентов и заключать международные договоры. Но все это, конечно, лишь настолько, насколько дело не касается предметов исключительной компетенции империи. Только право войны и организация консульских учреждений безусловно и всецело предоставлены имперской власти.

Примечания:

¹* Градовский . Германская конституция, т. I. 1876, т. II. 1876. Laband . Das Staatsrecht des deutschen Reichs. I. 1888. II. 1891. (Последнее издание 4, 1901 г., в четырех томах). Hänel . Deutsches Staatsrecht. I. 1892.

²* Союзный совет фактически превратился в непрерывно заседающее учреждение. Ср. Елинек: Конституции, их изменения и преобразования. 1907 г., стр. 27).

³* Коркунов . Вопрос о регентстве в Германии. В Сборнике статей. 1898.

План
Введение
1 История
2 Административно-территориальное деление
3 Вооружённые силы
4 Центральное управление
5 Колонии Германии
6 Первая мировая война
7 Германская империя (1918-1934)
8 Германская империя (1934-1945)
Список литературы
Германская империя

Введение

Герма́нская импе́рия (нем. Deutsches Reich ); встречается также термин Кайзеровская Германия) - название немецкого государства в 1871-1945 годах. После Ноябрьской революции 1918 года оно продолжало называться Германским Рейхом (Deutsches Reich ) - термином, включающим в себя и кайзеровскую эпоху. Основателями Германской империи считают Отто фон Бисмарка и Вильгельма I Гогенцоллерна. Иногда её называют и «Второй рейх». Германская империя прекратила свое существование в мае 1945 года, после поражения во Второй мировой войне. В настоящее время в историографии название «Германская империя» применяют, как правило, только к периоду 1871-1918 гг. (что соответствует термину немецкой историографии Deutsches Kaiserreich). Такие термины, как Веймарская республика и Третий рейх, как правило, не относят к данному термину.

Провозглашение Германской империи в Версале. Бисмарк в белом в центре картины.

1. История

В 1870 году началась Франко-прусская война. Премьер-министр Пруссии Бисмарк и король Вильгельм I надеялись в результате войны объединить Германию и подорвать могущество Франции. Французский император Наполеон III стремился не допустить объединения Германии и сохранить европейскую гегемонию Франции. Войска Северогерманского союза одержали полную победу. 18 января 1871 года в Версале Бисмарк и Вильгельм I объявили о создании Германской империи. К империи быстро присоединились государства, не входившие в состав Северогерманского союза - Бавария и прочие южногерманские страны. Австрия частью Германии не стала. Пять миллиардов франков, которые французы выплатили немцам в качестве контрибуции, стали прочным фундаментом для немецкой экономики. Бисмарк стал вторым человеком Германии, но это только формально.

После смерти Вильгельма в 1888 году на престол вступил смертельно больной Фридрих III. Второй Государь царствовал лишь 99 дней.

После смерти Фридриха на престол взошёл его сын Вильгельм. Незадолго до его вступления на престол, Германия обзавелась колониями в Африке и Азии (Того, Камерун, Германская Юго-Западная Африка, порт Циндао), был заключён военный союз с Австрией и Россией (Россия вскоре вышла из союза) против Франции и Англии, были увеличены армия и флот. В то же время был введён прогрессивный подоходный налог (ставка налога зависит от дохода, и увеличивается вместе с доходами). 9 ноября 1918 года в Германии началась революция, в результате которой монархия была свергнута, и Вильгельм вынужден был бежать в Нидерланды.

2. Административно-территориальное деление

После объединения Германии правители некогда независимых германских государств сохранили свою власть и повиновались только императору - королю Пруссии. Так что в Германии не было единой системы административно-территориального деления.

В состав объединенного государства вошли:

Четыре полуавтономных королевства:

· Пруссия

· Саксония

· Бавария

· Вюртемберг.

Сохранили свою власть правительства трех «вольных ганзейских городов»:

· Гамбург

· Бремен.

Помимо этого, существовало шесть Великих герцогств с великими герцогами:

· Гессен и Рейн

· Мекленбург-Шверин

· Мекленбург-Стрелиц

· Ольденбург

· Саксен-Веймар-Эйзенах.

Пять герцогств:

· Анхальт

· Брауншвейг

· Саксен-Альтенбург

· Саксен-Кобург-Гота

· Саксен-Мейнинген

Семь княжеств:

· Вальдек

· Рёйсс младшей линии

· Рёйсс старшей линии

· Шаумбург-Липпе

· Шварцбург-Зондерхаузен

· Шварцбург-Рудольштадт.

В отдельную территорию выделялась «Имперская земля» Эльзас-Лотарингия.

3. Вооружённые силы

4. Центральное управление

По конституции, президентство принадлежало прусскому королю, который пользовался титулом германского императора. Право участия в законодательных вопросах император имел лишь в качестве прусского короля. Императору принадлежало право обнародования законов; но так как он по конституции не пользовался даже задерживающим veto, то это право является простой обязанностью исполнительной власти. Императору предоставлялось, впрочем, довольно широкое право издавать собственные распоряжения. Императору предоставлялось право в случаях, грозящих общественной безопасности, как в военное, так и в мирное время, объявить любую часть империи (за исключением Баварии) в осадном положении.

Император имел право назначения и увольнения всех главных имперских должностных лиц, начиная с канцлера. Имперский канцлер являлся главным органом исполнительной власти и вместе с тем единственным лицом, ответственным перед союзным советом и рейхстагом за все действия этой власти. Кроме самого рейхсканцлера, в Германской империи не существовало никаких министров. Вместо них существовали подчинённые рейхсканцлеру государственные секретари, председательствовавшие в имперских ведомствах (нем. Reichsämter ). Так появились Reichseisenbahnamt, Reichspostamt, Reichsjustizamt, Reichsschatzamt, управление Эльзаса-Лотарингии, внешне- и внутриполитические политическое ведомства, Reichsmarineamt и наконец Reichskolonialamt.

5. Колонии Германии

Германия включилась в колониальную гонку очень поздно - в середине 80-х годов XIX века. Тем не менее это не помешало ей приобрести довольно значительные владения в Африке, Азии и Океании.

На африканском континенте это - Того, Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка.

· Того - с конца XIX - начала XX века вместе с частью Ганы - германская колония.

· Камерун - с конца XIX века - протекторат Германии.

· Германская Восточная Африка - континентальная часть Танзании (Танганьика), Руанда и Бурунди.

· Танганьика (континентальная часть Танзании). С 1880-х годов - под властью Германии.

· Бурунди. До колонизации - Бурундия. С 1903 г. - включена (в составе Руанды-Урунди) в колонию Германская Восточная Африка.

· Руанда. С конца XIX века захвачена Германией и включена (в составе Руанды-Урунди) в колонию Германская Восточная Африка.

· Германская Юго-Западная Африка - Намибия. С 1884 г. - германский протекторат Германская Юго-Западная Африка.

В Азии - порт Циндао (Кайтчоу) на полуострове Шаньдун, захваченный в 1897 году, а затем «арендованный» у китайского правительства на 99 лет.

В Океании - Новая Гвинея, Микронезия (Науру, Палау, Маршалловы, Каролинские, Марианские острова), Западное Самоа.

· Германская Новая Гвинея

· Новая Гвинея. С середины 1880-х г. северовосточная часть острова колонизована Германией.

· Науру. С 1888 г. - часть германского протектората Новая Гвинея.

· Палау. С 1899 г. - германская колония.

· Марианские острова проданы Испанией Германии в 1889 г.

· Маршалловы острова захвачены в 1885 году. С 1886 г. - германский протекторат.

· Каролинские острова также куплены у Испании.

· Западное Самоа. В конце XIX века захвачено Германией.

Проиграв Первую мировую войну, Германия потеряла свои заморские владения. Того и Камерун были разделены между Великобританией и Францией. Танганьика досталась Великобритании, Руанда и Бурунди - Бельгии. Намибия отошла Южноафриканскому Союзу. Циндао захвачен Японией, Новая Гвинея - Австралией. Каролинские, Марианские и Маршалловы острова, Палау отошли Японии, Западное Самоа - Новой Зеландии. По окончании Второй мировой войны Япония потеряла свои недавние «германские» приобретения.

6. Первая мировая война

Начало войны было для Германии успешным: российские войска были разбиты в Восточной Пруссии, немецкая армия оккупировала Бельгию и Люксембург, вторглась в Северо-Восточную Францию. Париж был спасён, но угроза оставалась.

Союзники Германии воевали хуже: австрийцы были наголову разгромлены в Галиции, турки потерпели множество поражений на Кавказском фронте. Италия предала своих союзников и 23 мая 1915 года объявила войну Австро-Венгрии. Лишь с помощью немецкой армии австрийцы и турки вернули некоторые позиции, итальянцы были разбиты при Капоретто.

Германия одержала множество побед в ходе активных боевых действий, но к 1915 году на всех фронтах началась позиционная война, представлявшая из себя взаимную осаду - на истощение. Несмотря на свой промышленный потенциал, Германия не могла одержать победу над противником в позиционной войне. Немецкие колонии были оккупированы. Перевес в ресурсах был у Антанты, и 11 ноября 1918, через два дня после начала революции, Германия сдалась. После войны страна лежала в разрухе, абсолютно истощённая. В результате Германию охватил экономический кризис, в разгар которого в декабре 1922 года килограмм хлеба стоил около 130 марок, а годом позже - свыше 300 миллиар­дов. В июле 1923 года золотая марка стои­ла 262 тысячи бумажных марок, а в ноябре - уже 100 миллиардов. Таким образом, за четыре месяца цена бумажной марки упала в 382.000 раз.

Германская империя (1918-1934)

Германская империя (1934-1945)

Список литературы:

1. Арест рейхспрезидента Карла Дёница и «фленсбургского правительства»

2. Гиперинфляция в Германии 1923 года.

Последние материалы сайта