Разделы: География
Класс: 7
Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.
Место урока в изучении темы: урок №1 в теме «Южная Америка».
Тип урока: изучения нового материала.
Задачи урока:
Методы обучения: наглядно-иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».
Реализация целей урока: формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации, с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.
Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.
Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.
– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.
Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
(слайд 28) Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».
Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.
Каковы очертания материка? (слайд 29)
Береговая линия материка изрезана слабо.
Берега в основном ровные, прямые. На севере
вдается в сушу Венесуэльский залив с
озером-лагуной Маракайбо. В восточной части
заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата,
представляющий собой затопленное устье
(эстуарий) рек Параны и Уругвая.
Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2 )
(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.
Информация для эрудитов:
Малые
Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские)
острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная
Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив
отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля.
Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира,
отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив
Дрейка.
Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2 )
Практическая работа № 11
« Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).
Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.
Факторы, определяющие ФГП материка |
Южная Америка |
Вывод о сходстве и различии ФГП |
|
Отношение к экватору | Большая часть материка расположена в южном полушарии | Экватор пересекает материк почти посередине | Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора |
Отношение к нулевому меридиану | Находится в западном полушарии | Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе | |
Отношение к другим материкам | На севере граничит с Северной Америкой | На севере граничит с Евразией | |
Отношение к океанам | На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном | На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном | Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан. |
Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (слайд 32)
(слайд 33) Вывод.
III. Закрепление пройденного материала (слайды 34-35).
Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн
четко, лаконично определяет
предмет изучения, имеет следующую
последовательность:
1-я строка – название синквейна: Материк
Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
Например:
Или Найти ошибки в письме от Незнайки.
«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».
IV. Итоги урока (слайд 36)
V. Домашнее задание (слайд 37): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».
VI. Рефлексия (слайд 38)
Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.
(слайд 39) Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже. (слайд 40)
Список используемой литературы (слайд 42):
1. Окраинные части Антарктиды пересекаются:
а) экватором;
б) Северным полярным кругом;
в) Южным полярным кругом;
г) Южным тропиком.
2. Борьбу за достижение первым Южного полюса вели:
а) Кук и Лазарев; в) Уилкс и Росс;
б) Шеклтон и Моусон; г) Амундсен и Скотт.
3. В основании большей части Антарктиды лежит:
а) древняя платформа;
б) область древней складчатости;
в) область молодой складчатости.
4. Наибольшая мощность ледникового купола отмечается:
а) у побережий;
б) в центре материка.
5. Главной причиной малого количества солнечного тепла, получаемого Антарктидой в январе, является:
а) маленький угол падения солнечных лучей;
б) высокая отражательная способность поверхности;
в) наличие полярной ночи.
6. Климат центральной части материка отличается от климата побережий:
а) более высокими температурами и большим количеством осадков;
б) более высокими температурами и меньшим количеством осадков;
в) более низкими температурами и большим количеством осадков;
г) более низкими температурами и меньшим количеством осадков.
7. Среди представителей животного мира в Антарктиде отсутствуют:
а) хищники;
б) травоядные.
8. Особые климатические условия антарктических оазисов формируются вследствии действия:
а) внутреннего тепла Земли;
б) солнечного тепла;
в) деятельности человека.
9. Полюс холода Антарктиды расположен:
а) на станции «Восток»;
б) на Южном полюсе;
в) на леднике Росса;
г) на станции «Мирный».
10.Самые крупные пингвины в Антарктиде:
б) королевский;(императорский)
в) Магеллана.
Физико-географическое положение и история открытия Южной Америки
Площадь Южной Америки 18 млн.кв.км.
Южная Америка – материк многих природных рекордов.
Амазонка – самая полноводная река в мире.
Амазонская низменность – самая большая равнина суши
Крайние точки материка
Определить координаты крайних точек.
Определить протяжённость материка с запада на восток по 10 ю.ш. и с севера на юг по 70 меридиану з.д.
Сравнить физико-географическое положение.
Факторы, определяющие ФГП материка
Южная Америка
1.Отношение к экватору
Африка
2.Отношение к нулевому меридиану
Вывод о сходстве и различии ФГП
3.Отношение к другим материкам
4.Отношение к океанам
5. Природные зоны
Домашнее задание
Путешественник
Задание (4-5 баллов)
Название материка происходит от греческого слова «анти», т. е. лежащего
против северной полярной области земного шара – ____ (1). Континент был открыт
значительно позднее других, в ____ (2) году во время российской экспедиции на
судах «Восток» и «Мирный» под командованием ____ (3) и ____ (4). 14 декабря
1911 г. норвежцем Р. Амундсеном, а месяцем позже 18 января 1912 года
англичанином ____ (5) был достигнут ____ (6), имеющий географические
координаты ____ (7). По площади материк занимает ____ (8) место. Несмотря на
это здесь достаточно много географических рекордов. Среди них, самый большой
и мощный покровный ____ (9), который достигает толщины ____ (10) метров, в
нём сосредоточено около ____% (11) всех пресных вод Земли. Здесь же, на одном
из прибрежных островов моря ____ (12), находится самый южный действующий
вулкан – ____ (13), географическая широта которого ____ (14), и самый большой
подлёдный водоём – озеро ____ (15), открытое российскими учёными. На
континенте была зафиксирована самая низкая температура воздуха – ____ (16), а на
____ (6) наименьшее на Земле среднегодовое количество ____ (17). Характерная
природная зона континента – ____ (18). Несмотря на суровые климатические
условия, жизнь присутствует почти повсюду, символом животного мира материка,
по праву считается нелетающая птица – ____ (19). Особенно богаты жизнью
необычные участки с озёрами вблизи побережья материка, которые называют ____
(20)
Слайд 2
Познавательные: рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки; сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу; сравнить ФГП Южной Америки и Африки; Развивающие: продолжить формирование умения определять географическое положение материка; учиться работать с контурной картой, атласом; развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия. Воспитательные: воспитание любознательности; формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.
Слайд 3
карта полушарий; физическая карта Южной Америки; атласы; контурные карты.
Слайд 4
Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; практическая работа учащихся по определению географического положения Южной Америки и обозначению береговой линии материка; Практическая работа – сравнение географического положения Южной Америки и Африки;
Слайд 5
Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь находится самая длинная горная цепь, самая высокая вершина западного полушария, самое высокогорное озеро, самая большая низменность, самый обширный массив вечнозелёных лесов, самая полноводная река. С сегодняшнего урока вы начнете узнавать много нового и интересного о этом материке. Узнаете её природу, своеобразие, страны и народы населяющие их. Тема нашего урока –“Географическое положение Южной Америки”. (Записать тему в тетрадь.)
Слайд 6
Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.
Слайд 7
Своими очертаниями материк похож на гроздь винограда, которая висит на Панамском перешейке. Береговая линия проста – ни одного крупного залива, полуострова. Лишь на севере вдаётся Венесуэльский залив с одним озером-лагуной – Маракайбо, на юго-востоке находится устье реки Парана – залив Ла-Плата, мало островов, кроме юго-востока и юго-запада.
Слайд 8
Используя карты, найти все объекты, которые упоминались в предыдущем слайде и нанести их на контурной карте Южной Америки; Нанести на контурной карте: острова Огненная Земля, Фолклендские, Галапагосские; проливы: Магелланов, Дрейка.
Слайд 9
Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Дорогие ребята! Объявляем итоги конкурса детских рисунков «Добрые дела». Победителями стали: I возрастная группа (до 7 лет включительно) 1 место - Александр Виноградов, 7 лет, г. Тихвин «Старость надо уважать. Старшим надо помогать» 2 место - Сева
Формирование народности, называемой впоследствии русами, русичами, русскими, россиянами, ставшей одной из сильнейших наций в мире, если не самой сильной, началось с объединения славян, расселенных по Восточно-Европейской равнине. Откуда они пришли в эти з
3.1. среда и условия существования организмов Различают такие понятия, как среда и условия существования организмов. Среда - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают в
Аудиосказка «Снежная Королева» Г.Х. Андерсона можно ставить детям от 3 лет. Это произведение прекрасно убаюкивает малышей, поэтому включать его можно перед сном. В целом сказка имеет отличное музыкальное сопровождение, здесь качественное озвучивание ролей
Фразеологизм «несолоно хлебавши», значение которого рассматривается в данной статье, употребляется вместе с глаголом «уйти». Отдельно выражение как-то странно смотрится. Но странность не помешает разобрать его смысл, привести примеры и поведать читателю о
Анализ басни Крылова И.А. «Мартышка и очки» Басня – небольшой рассказ, имеющий чаще всего стихотворную форму, это произведение иронической направленности. Басня – это иносказание, хотя в ней обычно рассказывается о птицах и зверях, но на самом деле в ней