Басню можно назвать необычным литературным творением. Несмотря на небольшой объем и количество персонажей, в ней всегда поднимается важная проблема и присутствует моральный урок.
Крылов, известный баснописец, очень умело творил в этом жанре. Его коротенькие, но весьма поучительные басни, будет полезно прочитать любому человеку, независимо от возраста. Автор, органично используя образы животных вместо людей, дарит читателю ценные моральные уроки. В чем же они заключаются? Ответ простой: литература учит жить и басни не являются исключением. Благодаря этим небольшим текстам, можно сделать для себя выводы об окружающей реальности:
В басне все построено на противоположностях. Автор специально играет на контрасте, чтобы просто и доступно подвести читателя к основной идее, к раскрытию морали. Крылов в своих баснях говорит обо всех вышеизложенных проблемах. Он противопоставляет характеры и сущности разных людей (скрытых под образами животных) и проводит между ними параллели.
В этой басне показаны два абсолютно разных представителя животного мира. Орел – сильный и высокомерный, гордый тем, что летает высоко в небе и наводит страх на других животных. Вся его сила и уважение построены именно на страхе. Пчела же, маленькая и проворная, каждый день облагораживает свои соты, тяжело трудясь. Орел упрекает пчелу в том, что ее труд бесполезный для нее самой, что таких пчел, как она, много и ее работы никто не заметит. Пчела отвечает Орлу, что трудится не для своей выгоды, а на благо общего дела, которое принесет свои плоды.
Мораль заключается в том, что люди из разных слоев общества видят мир по-разному. Кто-то не хочет трудится для общего блага, только хвастается собой и своим высоким положением. Другой ежедневно работает, пытаясь быть полезным, вкладывая силы и старания в общее дело. Именно такой человек может добиться почета окружающих и крепкого положения в обществе.
Цели урока: Характеры растений. Не родное имя Выше и красивее всех Гордая. Какие мысли возникают после прочтения сказки? Всеволод Михайлович Гаршин. Борьба пальмы за свободу. 2010 год. Сказка о гордой и сильной пальме. Урок литературы в 5 классе Учитель Фёдорова Т. В. Что такое литературная сказка? Attalea Princeps. «Тогда ствол начал сгибаться. «Я и одна найду себе дорогу.
«Ершов Конёк-горбунок» - «Царь не вымолвил ни слова, Кликнул тотчас стремянного». © МОУ СОШ №15, г. Ярославль, 2007. выяснить, какие герои «Конька-Горбунка» пришли из русских народных сказок. Печатал стихотворения в «Библиотеке для Чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнева. «Про Емелю-дурака». «Сказка о Ерше Ершовиче». «Было у отца три сына: два умных, а третий – дурак». «Конёк-Горбунок». «Осетры тут поклонились, В земский суд бежать пустились». Художник Юрий Сперанский. П.П. Ершов 1815 - 1869.
«С чего начинается Родина» - Мы ответили на вопрос: с чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской буденовки, Что где-то в шкафу мы нашли. Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта. С чего начинается Родина… Где бы ни летали, обязательно возвращаются на Родину даже в мыслях. Многие картины – воспоминания детства увидели в стихотворении, услышали, почувствовали и постарались передать.
«Жизнь и творчество Гоголя» - Н.В.Гоголь «Заколдованное место". Что необычного в названии сборника? «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мать Мария Ивановна-дочь богатого помещика. Жизнь и творчество». Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г.Светлого. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Учебные материалы к уроку литературы в 5 классе. по теме: «Н.В.Гоголь. После окончания гимназии -Петербург, государственная служба. Кто рассказчик? Биографическая справка. Знакомство с Пушкиным (1831).
«Некрасов Русь» - Тюхтет 2012. Некрасов – редактор. Из стихотворения «Поэт и гражданин». Е. Трубецкая. И.М. Прянишников. 1872. Русские женщины. И. Репин. И.Н. Крамской. «Некрасов в период последних песен». Порожняки. Классный час. Женщина поэзии Некрасова – Красавица, Работница.
«Урок Крылов» - Терминология урока. 2. «Лебедь, щука и рак». «Слон и моська». Жанр – исторически сформировавшийся тип литературного произведения. И.А. Крылов (1769-1844)?. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова (урок литературы в 5 классе)?. Цель урока Познакомить учащихся с жанром басни в творчестве Крылова. 3. «Мартышка и очки». И.А. Крылов в своих баснях изображал людей в виде животных.
Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях. Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.
Все, чему учат басни Крылова, соответствует понятиям добра и справедливости
Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.
Крылов в своем творчестве имел цель усовершенствовать мир. Комедийный сюжет скрывает в себе несовершенства человеческого общества. На пьедестале почета оказываются достоинства и положительные достижения. Рассказ раскрывает для читателя:
После прочтения басни мировоззрение претерпевает изменения. Автор умело показывает, как комичны пороки человечества. Читатель, узнавший себя в героях произведения, критически относится к собственной персоне.
Все предметы в произведениях Крылова имеют особое значение. В басне «Зеркало и обезьяна» автор наделяет зеркало свойствами провокатора. Оно отражает истинную суть событий. Нужно стремиться к исправлению собственного поведения, а не критиковать окружающих. Это единственный путь для улучшения мира. Произведения помогают глубоко изучить русский язык. Они содержат.
Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животные, насекомые и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, «одной бровью подмигивают на людей».
Итак, каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню «Демьянова похлебка», понимаешь: история, которую рассказывает автор, совсем не о конкретных Демьяне и Фоке и не о похлебке и чрезмерной гостеприимности. Демьян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют добрые следствия. Неумение работать совместно, беспокоясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Последняя строка этой басни — «И только воз и ныне там» — стал крылатым выражением. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, надо хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих соучастников. Иначе выйдет из того дела «только мучение».
Невежд разоблачает И. А. Крылов в басне «Обезьяна и очки». Некоторые люди очень похожие на персонажей басни: не способны понять какое-то явление, они возражают или запрещают его. Немало действующих лиц басен И. А. Крылова будто пришли из народных сказок. Их «характеры» хорошо известны, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность. Лисица — персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда надо изобразить хитрость, лукавость. В басне «Ворона и Лисица» именно ухищрения помогают лисице завладеть куском сыра. Но басня осуждает не лукавость и ухищрения, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, лишь бы только они были приятными. Итак, басни И. А. Крылова разоблачают разные недостатки человеческих характеров и учат искусству жить достойно.
Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Езопа и Крылова. Езоп — легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Езопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между носителями определенных черт или разных жизненных позиций. В басне «Вовка и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Вовка — силу. Мораль вытекает из самого сказа: справедливая защита не имеет силы для тех, кто задался совершать несправедливость. В отличие от Езопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали «В сильном бессильный виновный завсегда…».
У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся будто свидетелями всего, что происходит с героями. В начале басни Ягненок не пугается Вовки, ведь он никому ничем не шкодит и не поднимает установленных правил. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Вовка, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка ощущается чувство собственного достоинства. На какой-то миг читателям даже кажется, что это Ягненок загнал Вовку в глухой угол, так как хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого совсем не вытекает, что после встречи с Вовкой, Ягненок останется неповрежденным. В самый раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше бесит Вовку. В конце концов, своевольному хищнику надоедает выискивать вину своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни: «Сказал — и в темный лес Вовка поволок Ягненка» — вместе с тем ожидаемое и неожиданное. Читатель с самого начала знал, что так должно было произойти, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненок все же доведет свою невиновность.
Итак, в баснях Езопа и Крылова общим есть сюжет, персонажи и даже мораль. Басня Езопа написана прозой, а Крылова стихами. Но, по моему мнению, самое главное, что отличает эти две басни — это самое читательское восприятие произведений. Басня Езопа обращена, так сказать, к уму читателя. А басня Крылова — к его сердцу.
Сочинение на тему Чему учит нас басня
Русский человек любит басню. Басня для него – это настоящий театр комедии и сатиры, кукол и драмы. Что касается драмы, то ещё французский теоретик Шарль Бате, труды которого штудировали самым тщательным образом русские литераторы XVIII-XIX века, как бы узаконил драматическую природу басни.
Пороков, недостатков, злободневных проблем в нашем обществе ещё хватает. Есть они сейчас, были они и во времена И.А.Крылова, жившего несколько сотен лет назад, были и во времена Эзопа и мудреца Вишнушармана (III–IV вв. н. э.), писавшего басни для царских детей.
А коль есть пороки, коль есть то, что нужно исправлять, будут и басни. Басня, как говорится, это и есть жанр, придуманный для «исправления нравов». Это некая «маленькая комедийка», на самом-то деле затрагивающая основы человеческого мироздания.
Басня – это иносказательный труд. К иносказанию сочинители обращаются тогда, когда высмеять напрямую какой-либо злободневный порок или действие нельзя по тем или иным причинам. Именно в этом случае нас и выручает басня.
Произведения такого рода – вещь нравоучительная. Так чему же учат басни? Они призваны научить нас познать самих себя, они способствуют тому, чтобы мы смогли увидеть, в первую очередь, свои недостатки. Басенные творения подсказывают нам, как можно пороки искоренить, или, по крайней мере, свести их к минимуму. Басни помогают нам постичь вечные, прописные истины, о которых мы забываем, порой, в суете жизни.
Вот пример непревзойдённого мастерства – работа «Зеркало и обезьяна» . Зеркало – это такая вещь, которая врать не будет. С ним бесполезно спорить, что-то доказывать. Мартышка, взглянув на своё отражение в зеркале, не была в восторге от увиденного. Но, исключая себя, она тут же обратила взор к другим.
Никто не желает в чем-то неприятном узнать себя. Все кивают, как правило, на других. Но, может быть, не стоит прилагать «титанических усилий» и думать о других, а в первую очередь стоит обратить внимание на себя? Начать, как говорится, с самого начала, то есть с себя?
Басни учат нас быть правдивыми по отношению к себе и другим, быть искренними, добросердечными, работящими. Они учат человеколюбию, доброте, отзывчивости, пониманию, умению взглянуть на всё со стороны. А со стороны, как говорится, виднее…
Чему ещё учат нас басни, например, басни Крылова? Они учат нас русскому языку. Нашему самому родному русскому языку. Если есть желание выучить русский язык, то следует познакомиться с произведениями Крылова. Обороты речи, удивительно точные интонации, неповторимый стиль – и вы освоите не только азы русского языка.
Многое, из того, что сотворил Крылов, вошло в русскую речь навеки, обретя статус пословиц и поговорок.
Уроки по физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на учителя по физкультуре высокие требования к исполнению техники безопасности. Преподаватель, а также каждый ученик должны неукоснительно придерживаться установл
День Победы — один из самых важных праздников в странах постсоветского пространства, именно в этот день мы празднуем победу на фашистами и окончание Великой Отечественной войны, унесшей жизни множества наших соотечественников. Также День Победы отмечается
В этой статье мы поговорим про смешанные числа . Сначала дадим определение смешанных чисел и приведем примеры. Дальше остановимся на связи между смешанными числами и неправильными дробями. После этого покажем, как перевести смешанное число в неправильную
История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.Первые упоминанияВ клинописях персидских правителей встречает