В помощь школьнику. Сочинение на тему природа в лирике сергея есенина Так начинается стихотворение, а заканчивается словами

19.01.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Тема природы в творчестве С. Есенина

Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе:

Заневестилася кругом

Роща елей и берез

По кустам зеленым лугом

Льнут охлопья синих рос.;.

А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари...»

Месяц у Есенина-«кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве».

Можно сказать, что тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза».

Поэт «одурманен весной», когда «сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся...» С. Есенин говорит:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных...

Поэт с любовью описывает природу родного края, сравнивая ивы с кроткими монашками.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Серебристый тополь серебрист и светел.

В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная:

О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Солончаковая тоска.

Она о розовом тоскует небе и голубиных облаках.

Но не от холода рябинушка дрожит,

Не от ветра море синее кипит.

Напоили землю радостью снега...

Описания природы у Есенина не похожи ни на какие другие: у него «тучи с ожереба ржут, как сто кобыл», «небо словно вымя», «как пес, пролает за горой заря», «струится с гор зеленых златоструйная вода», «облаки лают, ревет златозубая высь...»

Поэту в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы» - он прощается с родной природой, которую любит до глубины души, ведь «все пройдет, как с белых яблонь дым», потому что «все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льется с кленов листьев медь...» И просит поэт: «Не шуми осина, не пыли, дорога, пусть несется песня к милой до порога».

Читая стихи С. Есенина, чувствуешь, что слова в его стихотворениях идут от самого сердца, потому что только если очень любить природу своего края, своей Родины, можно написать такие слова:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

С. А.Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. В его творчестве нашли своеобразное отражение важнейшие события современности, трудный и противоречивый путь убогой, нищей и обездоленной России к «Руси советской». Творчество Есенина с самого начала опиралось на традиции русской классической литературы и народной поэзии, отражало существенные стороны русской жизни и национального духа и потому приобрело художественную неповторимость и своеобразие. Дооктябрьская лирика Есенина отмечена высоким поэтическим мастерством. Ведущая тема его первого сборника стихов «Радуница» (1916) - любовь к России, русской природе. Многие ранние стихи поэта навеяны религиозными представлениями и поверьями, широко представлена в них христианская символика.

В таких стихах даже природа приобретает несколько религиозную окраску: березы - «большие свечки», ели - «монашки», а ветер схимник. Лучшие стихи этого сборника привлекали внимание читателей своей искренностью, задушевностью, проникновенным лиризмом. Стихотворения «Выткался на озере алый свет зари... », «Сыплет черемуха снегом...

», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край любимый! сердцу снятся... » и другие свидетельствовали о том, что в литературу вошел талантливый поэт-лирик. В произведениях Есенина раннего периода отчетливо ощущается глубокая связь с гуманистической традицией русской классической поэзии и с народно-поэтическим творчеством. Поэт широко использует народно-песенные образы и мотивы, отдельные фольклорные поэтические приемы и средства (повторы, обращения, сравнения, эпитеты).

Описания природы у Есенина всегда связаны с чувствами и переживаниями лирического героя, особенностями - его внутреннего мира, служат выражением его сокровенных мыслей. Природа, Родина и деревня сливаются в единое целое - прекрасный и светлый мир, в котором господствуют ликующее чувство любви к этой красоте и грусть, потому что красота эта скоротечна.

Лирике Есенина чужды отвлеченность и риторика через конкретные образы родной природы передает поэт чувство любви к родине: «Опять передо мною голубое поле, качают лужи солнца рдяный лик». Иногда пейзаж у Есенина носит безрадостный характер, отражая реальное положение деревни: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошенный, лес да монастырь». Часто поэт как бы очеловечивает природу: «Как метель, черемуха машет рукавом». Наиболее зрелое в идейном и художественном отношении стихотворение первого сборника - «Русь» (1914).

В нем отразились гражданские раздумья поэта о судьбе России. Есенин пишет о «грозных бедах», которые принесла русской деревне война. Но и это стихотворение лишено социально-политической остроты; покорность судьбе - вот что определяет поведение и поступки крестьян. Обратите внимание на композиционное построение этого стихотворения.

Поэт разбил его на пять главок. Первая из них является своего рода вступлением, природно-этнографической зарисовкой довоенной деревни. Здесь впервые начинает звучать мотив тревожного предчувствия надвигающейся беды. Вторая главка - это выражение любви поэта к Родине; третья - кульминация, в ней господствует мотив беды, человеческого горя и страдания. В четвертой поэт воссоздает грустные картины деревенской жизни во время войны.

В заключительной главке происходит как бы слияние лирического героя с народом, с его радостями и печалями. Такая композиция помогает многогранному раскрытию образа Родины, способствует последовательному воплощению авторской идеи. Заканчивая анализ дооктябрьской лирики Есенина, обратите внимание на ~ ее художественно-стилистическое своеобразие. Русская природа была неисчерпаемым источником образов, красок, ритмики его стихов. Большинство сравнений и метафор есенинской, поэзии взято из крестьянского быта (солнце сравнивается с сохой, месяц - с ягненком, облако - с конем) или из природы («со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коше», «зерна глаз твоих осыпались, завяли»). Ранняя лирика лишена активной гражданственности, в ней отсутствуют ярко выраженные социальные мотивы. Но это вовсе не значит, что она оторвана от жизни, уводит читателя в идиллический мир гармонии и красоты.

Поэзия Есенина тесно связана с реальной действительностью, явилась порождением этой действительности. В этом ее глубокий демократизм. Следует иметь в виду, что не только поэтизация патриархальной деревни есть в ранней лирике Есенина, но и реалистическое воспроизведение разных сторон сельской жизни: здесь и девочка, просящая со слезами «хлеба черствого кусок», и парни-рекруты, которые и «до рекрутства горе маяли», и девушка-крестьянка, чей любимый убит на войне. Эти демократические тенденции дооктябрьской лирики Есенина отличали его поэзию от модернистской и сближали с творчеством Кольцова и Никитина. В послеоктябрьской лирике Есенина видное место занимает тема революции, особенно в таких стихах, как «Преображение» (1918), «Иорданская голубица» (1918), «Инония» (1918). По словам поэта, революцию он принял по-своему, «с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно».

Как же это сказалось на трактовке темы революции в лирике Есенина? Уже первые отклики поэта на революцию были отмечены новыми мотивами и интонациями (тема братства и единения людей, публицистичность). В поэме «Преображение» звучит мотив избавления крестьян от вековой зависимости, ожидание светлых перемен.

Здесь Есенин выражает настроения и чаяния патриархального крестьянства, ожидавшего перемен от какой-то неведомой силы. Анализируя «Иорданскую голубицу», обратите внимание на бунтарский пафос стиха, на осознание поэтом чувства раскрепощенности, которое несет революция, сокрушающая старый мир: «Ради вселенского братства людей радуюсь песней я смерти твоей».

В этом стихотворении преображенная революцией Россия воспринимается автором как идиллический крестьянский рай на земле: «Вижу вас, злачные нивы, с стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах бродит апостол Андрей». Однако крестьянское благополучие, поэтически изображенное Есениным, возникает неизвестно как, ибо в поэме нет и намека на революционную борьбу.

Наиболее впечатляюще «мужицкий рай» нарисован в стихотворении «Инония». Подобно пророку, поэт провозглашает, что на смену христианскому раю идет рай крестьянский. В этом стихотворении Есенин отразил старые народные представления о стране благополучия. Раскрывая тему революции и родины в стихах Есенина 1918-1919 годов, не забудьте рассказать о художественной стороне этих произведений.

Для изображения революции поэт использует символические и библейские образы. Приведите примеры метафор-символов, религиозной образности и церковной лексики. Новые темы заставили поэта расширить арсенал поэтических приемов, обратиться к новым жанровым формам. Часто в стихах о революции звучат чеканные, напряженные ритмы: «Небо - как колокол, месяц - язык, мать моя - родина, я - большевик», политические лозунги: «Да здравствует революция на земле и на небесах!» Несмотря на идейную ограниченность стихов и поэм Есенина 1918-1919 годов, следует подчеркнуть их связь с эпохой, отражение в них надежд русского крестьянства на лучшую жизнь.

Говоря о восприятии Есениным революции и революционной эпохи, не забудьте указать, что это восприятие было отрешено от реальной политической борьбы и носило романтический характер. В лирике этого периода революция мыслится поэтом как возможность мгновенного претворения в жизнь его мечты. После революции Есенин на какое-то время сближается с одним из модернистских течений начала XX века - имажинизмом. Имажинисты проповедовали, что главное в поэзии не содержание, а художественный образ как таковой. Наиболее ярко влияние имажинизма отразилось в таких произведениях Есенина, как «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Песнь о хлебе», в цикле стихов «Москва кабацкая».

Перед читателем предстает мятущаяся фигура поэта, который никак не может преодолеть разлада с окружающей действительностью, чью дущу гнетут опустошенность, одиночество и отчаяние, В них часто звучит не просто удовлетворенность, но испуг и непонимание совершающихся событий. Радужные, жизнеутверждающие краски лиршш раннего периода сменяются мутными, туманными, мрачными; бунтарские настроения и патетика стихов 1918-1919 годов уступают место тоске, трагической обреченности, поэтизации пьяного разгула.

Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травяном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

А ты, любимый,
Верный нечий пес?

С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать.

Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе:

Заневестилася кругом
Роща елей и берез,
По кустам зеленым лугом
Льнут охлопья синих рос…

А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари…».
Месяц у Есенина - «кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве».
Можно сказать, что тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза».
Поэт «одурманен весной», когда «сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» С. Есенин говорит:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…

Поэт с любовью описывает природу родного края, сравнивая ивы с кроткими монашками.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Серебристый тополь серебрист и светел.

В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная:

О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Она о розовом тоскует небе и голубиных облаках.
Но не от холода рябинушка дрожит,
Не от ветра море синее кипит.
Напоили землю радостью снега…

Описания природы у Есенина не похожи ни на какие другие: у него «тучи с ожереба ржут, как сто кобыл», «небо словно вымя», «как пес, пролает за горой заря», «струится с гор зеленых златоструйная вода», «облаки лают, ревет златозубая высь…»
Родная природа для поэта - это «море голосов воробьиных» и «…золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок».
Но Есенин говорит о себе, что он-то здесь «случайный гость» «на горах твоих, земля». А на земле «широки леса и воды, крепок взмах воздушных крыл, но века твои и годы затуманил бег светил».
Поэту в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы» - он прощается с родной природой, которую любит до глубины души, ведь «все пройдет, как с белых яблонь дым», потому что «все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льется с кленов листьев медь…» И просит поэт: «Не шуми осина, не пыли, дорога, пусть несется песня к милой до порога».
Читая стихи С. Есенина, чувствуешь, что слова в его стихотворениях идут от самого сердца, потому что только если очень любить природу своего края, своей Родины, можно написать такие слова:

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать…

Описывая природу, С. Есенин подбирает для ее описания вроде бы простые слова, но они звучат, как песня:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвешивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей…»
И слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру: «Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?», «Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?»
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется. В заключение скажем словами С. Есенина:

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

В начале XX века в русскую литературу пришел удиви­тельный поэт, для которого тема природы стала главной темой творчества – Есенин. Часто говорят, что Есенин при изобра­жении природы прибегал к приему олицетворения – это в корне неверно. Своеобразие есенинского подхода к природе в том и состояло, что одушевление природы в его стихах, упо­добление ее человеку не было художественным приемом, а было выражением своеобразного есенинского мировосприятия. Ему незачем было очеловечивать природу – она и гак виделась ему очеловеченной, обладающей той же душой, что и человек. Не случайны в стихах Есенина такие, например, образы: «Ведь солома – это тоже плоть» или «Стынет поле в тоске волоокой, / Телеграфными столбами давясь». Для поэта все живое было по своей сути одинаковым – человек, соба­ка, корова, трава, деревья, солнце, месяц… Поэтому так есте­ственны, не нарочиты у Есенина метафоры и сравнения, с по­мощью которых он изображает природу: «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова», «А за окном про­тяжный ветр рыдает, / Как будто чуя близость похорон», «Плачут вербы, шепчут тополя» и т.п. Классической стала есенинская «Песнь о собаке», в которой поэту едва ли не впервые удалось так просто и глубоко передать собачью тос­ку – а все потому, что для Есенина эта тоска по сути ничем не отличается от человечьей, и ему даже не надо специальных усилий, чтобы проникнуть в психологию зверя. «Сергей Есе­нин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой пе­чали полей, любви ко всему живому в мире», – писал о поэте М. Горький. «И зверье, как братьев наших меньших, / Никогда не бил по голове», – скажет о себе сам Есенин.

И, разумеется, природа у Есенина глубоко национальна, это природа родины, России, да эти понятия – природа и ро­дина – практически не разделяются Есениным. Даже в цикле «Персидские мотивы» поэт постоянно вспоминает родную русскую природу: «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Сколько поэтов, начиная с Пуш­кина и Лермонтова, писали о русской березе, а березки в соз­нании русского читателя – все-таки «есенинские»… Потому что никто, ни до, ни после, не сумел сказать о русской приро­де таких простых, всем понятных и задушевных слов. Потому что Есенин не «наблюдал» природу, не «созерцал» ее, даже нельзя сказать по-настоящему, что он ее любил – он ею жил, он сам был частью природы. Этим и определяется тот гармо­ни нический и умиротворенный строй, которым отличается ли­рика Есенина, посвященная природе.

Однако в послереволюционные годы в пейзажную лирику Есенина все настойчивее врываются дисгармонические моти­вы, связанные с наступлением города на деревню и, в частно­сти, на природу. Есениным этот конфликт воспринимался как конфликт живого и мертвого, деревянного и стального, и то, что в этой борьбе живое должно уступить, порождало траги­ческий пафос таких стихотворений, как «Сорокоуст», «Я по­следний поэт деревни…», «Песнь о хлебе» и др. В стихотворе­нии «Сорокоуст» дан и наиболее сильный и яркий образ противоборства природы и цивилизации – противопоставле­ние обреченного «красногривого жеребенка» торжествующе­му железному, чугунному поезду. Таким образом, и в художе­ственный мир такого гармонического поэта, как Есенин, вторгаются сложные проблемы, трагические мотивы.

Здесь искали:

  • какой изображена природа в творчестве Есенина
  • природа в творчестве есенина сочинение 5 класс

Последние материалы сайта