Божественная комедия интересные факты. Алигьери данте. Личная жизнь поэта

03.07.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Презентация к уроку по зарубежной литературе в 9 классе

Данте Алигьери.«Божественная Комедия»
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа».1. Биография Данте Алигьери. Интересные факты из жизни
2. «Божественная комедия»
3. Структура «Ада»
4. Описание (1-9) кругов Ада
1 круг «Ада»
2 круг «Ада»
3 круг «Ада»
4 круг «Ада»
5 круг «Ада»
Страж; Томящиеся; Вид наказания
6 круг «Ада»
7 круг «Ада»
8 круг «Ада»
9 круг «Ада»
5. Божественная комедия как вдохновение для многих
художников
6. Ещё раз о поэме и поэте

Данте Алигьери. Интересные факты из жизни

Данте Алигьери (настоящее имя Дуранте
Алигьери) (1265-1321) - итальянский поэт и
политический деятель.
Родился во Флоренции, в аристократической
семье. Его предки принимали участие во
втором Крестовом походе. Об отце и матери
Данте почти ничего не известно, как и об
обстоятельствах его ранней юности. Данте
получил обычное для того времени
образование, но сам признавал его
недостаточным. В 1291 Данте женился на
Джемме Донати по политическому расчёту.
От этого брака было семь детей – шесть
сыновей и дочь. В 1302 Данте был заочно
обвинён в неправильном расходовании
общественных денег и приговорён к штрафу.
Он переехал в Рим, но его нашли и там. Поэта
приговорили к сожжению за политические

Жизненный путь Данте

Данте принадлежал к
флорентийской партии
Черки, которая враждовала
с партией Донати. В 1298
году состоялся деловой
брак между ним и Джеммой
Донати. В это время Данте
писал песни, восхваляющие
Беатриче, а о Джемме он не
писал ни слова. В 1296 году
Данте начал участвовать в
общественной жизни
Флоренции, и в 1300 году
стал одним из приоров
города.
Джемма и Данте
Беатриче и Данте
Данте Алигьери

Последние годы жизни

С 1316 года Данте
останавливается в Равенне, где
его принял синьор города
Гвидо да Полента. Здесь он
продолжает работать над
«Божественной комедией». В
1321 году Данте как посол
правителя Равенны
направляется в Венецию для
заключения мира с
республикой Святого Марка.
На обратной дороге он
заразился малярией и в ночь с
13 на 14 сентября 1321 года
скончался. Похоронен Данте
Алигьери в Равенне.
Равенна
Могила поэта
Гвидо да Полента
Данте Алигьери

«Божественная комедия»..

"Божественная Комедия" возникла в тревожные ранние годы XIV века из
бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни
Италии.
Для будущих - близких и далеких - поколений она осталась величайшим
памятником поэтической культуры итальянского народа. "Суровый Дант" - так
назвал творца "Божественной Комедии" Пушкин - совершил свой великий
поэтический труд в горькие годы изгнания и странствий, на которые осудила его
восторжествовавшая в 1301 году в буржуазно-демократической Флоренции
партия "черных" - сторонников папы и представителей интересов дворянскобуржуазной верхушки богатой республики.
Данте стоит на пороге Возрождения, на пороге эпохи, "...которая
нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и
характеру, по многосторонности и учености». Творец "Божественной
Комедии" был одним из таких титанов, поэтическое наследие которого осталось
в веках величественным вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой
культуры.

«Божественная комедия» делится на три части
1 часть – «Ад»
(«кантики»): «Ад», «Чистилище» и «Рай». Поэт с
добросовестностью геометра чертит
пространственные параметры: в Аду - девять
кругов, в Чистилище - два предчистилища и
семь уступов горы, которая возвышается к
небу, а в Раю - девять небесных сфер.
Композиция дантовской поэмы построена с
2 часть – «Чистилище»
учетом так называемой магии чисел, согласно
которой священными являются числа 3, 9 и 10.
Мир Данте исключительно целостный и
гармонический, удивительно именно это
объединение математической точности
мышления с неудержимой фантазией поэта. В
изображении странствия к потусторонним
миром поражает объединение достоверности
картин, перенесенных из земного бытия, и
аллегоричности, которая привносит в эти
картины определенную зашифрованность.
3 часть – «Рай»
Чтение поэмы всегда нуждалось в
комментариях, которые расшифровывают
обычные для средневековой культуры
аллегории.
Ад - воплощение страшного и безобразного.
Чистилище - поправимых недостатков и
утоленной печали.
Рай - аллегория Красоты, Радости.
Каждая форма наказания в Аду также имеет свой
аллегорический ракурс, как и каждое испытание
в Чистилище и каждая форма награды в Раю.

Ад, Чистилище, Рай

Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают
навеки осуждённые грешники, чистилища - местопребывания искупающих свои
грехи грешников, и рая - обители блаженных.
Данте детализирует эти представления и описывает устройство загробного мира с
графической определённостью, фиксируя все детали его архитектоники. В вводной
песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился
однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей,
загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному
миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без
трепета отдается руководству поэта

Смысл комедии
Идя по средневековой традиции, Данте вложил в
свое произведение четыре смысла: буквальный,
аллегорический, моральный и мистический. Первый из
них предусматривал «натуральное» описание
потустороннего мира со всеми его атрибутами - и
поэт сделал это настолько убедительно, словно видел
собственными глазами то, что было лишь
произведением его чрезвычайного воображения.
Второй смысл предусматривал выражение идеи бытия
в ее абстрактной форме: в мире все движется от тьмы
к свету, от страданий до радости, от лжи к истине, от
плохого к доброму. Третий, главный смысл, восхождение души через познание мира. Моральный
смысл предусматривал идею отплаты за все земные
дела в потусторонней жизни. Данте искренне верил в
то, что любой человеческий поступок обязательно
будет иметь божественную благодарность и
божественное наказание, отсюда и идея жестокой
оплаты тиранам, и идея благодарности «вечного
света» святым. Поэт считал себя обязанным быть
максимально конкретным и в описании потусторонних
картин. И четвертый смысл предусматривает
интуитивное постижение божественной идеи через
восприятие красоты самой поэзии как языка также
божественного, хотя и созданного умом поэта,
земного человека.

10. Концепция Ада в «Божественной Комедии». Первый круг

1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.
Страж: Харон
Томящиеся: Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане
Вид наказания: Безбольная скорбь
Здесь находятся:
Величайшие поэты древности - Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий, Лукан;
Римские и греческие герои - Электра, Гектор, Эней, Цезарь, Пентесилея,
царица амазонок,Камилла, Лавиния с отцом Латином, Брут, Юлия (жена
Помпея), Лукреция (обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием).
Ученые, поэты и врачи - Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит, Диоген,
Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит, Сенека, Орфей, Лин, Марк
Туллий Цицерон, Евклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна…

11. Второй круг «Ада»

2-ой круг «Похоть»
Страж: Минос
Томящиеся: Сладострастники
(блудники и прелюбодеи, просто
страстные любовники)
Вид наказания: Кручение и
истязание бурей
Здесь находятся: Семирамида,
Дидона, Клеопатра, Елена
Прекрасная, Ахилл, Парис,
Тристан; Франческа и Паоло,
Мессалина

12. Третий круг «Ада».

Страж: Цербер
Томящиеся: Чревоугодники, обжоры и
гурманы
Вид наказания: Гниение под солнцем и
дождём. Кручение и истязание
ураганом, удары душ о скалы
преисподней
Здесь находится Чакко, житель
Флоренции, прожорливее которого не
было никогда

13. Четвертый круг «Ада».

Страж: Плутос
Томящиеся: Скупцы и расточители
(неумение совершать разумные
траты)
Вид наказания: Стенка-на-стенку
(вечный спор) Перетаскивание с
места на место огромных
тяжестей; души, столкнувшись
друг с другом, вступают в
яростный бой

14. Пятый круг «Ада».

Вечная драка в грязном болоте Стикс,
где дном служат тела скучающих.
Довольно-таки мрачное и угрюмое
место, охраняемое самим сыном Ареса.
Зовут его Флегий. За то,что при жизни
Флегий сжег храм Аполлона, его мучает
вечный голод в аду. Чтобы попасть в 5
круг ада, нужно быть очень гневным,
ленивым или унылым. А лучше все сразу!
Пошел - убил кучу народу, поленился
убирать трупы и загрустил. Так вот, в
пятом кругу ада происходит вечная
драка. Место драки - болото Стикс.
Самое мрачное в той реке - дно. Оно
состоит из тех,кто унывал и скучал при
жизни. Так что - улыбайтесь постоянно,
мало ли…

15. Шестой круг «Ада».

Вид наказания:
Лежать в раскалённых могилах.
Надгробие отрыто, внутри могилы горит
огонь - он раскаляет до красноты
стенки гробницы.
Здесь находятся
Эпикурейцы – люди, отдающие
предпочтение материальным радостям
жизни: Фарината дельи Уберти,
Кавальканте Кавальканти, Фридрих II
,Кардинал Оттавиано дельи Убальдини,
Папа Анастасий II

16. Седьмой круг «Ада»

7 круг ада. Он разделен на три пояса. Основные обитатели – люди, которые
совершали насилие. Но в каждом поясе живут различные виды насильников:
1 пояс носит название Флагетон. Те,кто совершал насилие над ближним своим, над
его материальными ценностями и достоянием. Так что тираны, разбойники и
грабители проводят свое время именно в первом поясе. Они кипят во рву из
раскаленной крови, а если кто вынырнет - в него стреляют кентавры. Кстати, по
мнению Данте Алигьери, Александр Македонский и тиран Дионисий именно там и
плавают, плескаясь в теплых волнах крови своих жертв.
2 пояс - это Лес Самоубийц. Томятся там совершившие насилие над собою. Проще
говоря - самоубийцы. Также те,кто бессмысленно растратил свое состояние азартные игроки и им подобные. Транжир и азартных игроков истязают гончие псы.
Несчастные самоубийцы превращены в деревья и их рвут на клочки Гарпии
(доолимпийские существа), известные тем,что внезапно появляются и похищают
человеческих детей и души людей. Ассоциируются гарпии с бурей. Считается, что
количество гарпий колеблется от 2 до 5.

17.

3 пояс - Горючие пески. Там проводят свое время богохульники, совершившие
насилие над божествами. Также те, кто проявил насилие против своего естества садомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо
которой капает на головы несчастных огненным дождем. Ну, буддийский ад не
особо далеко ушел от всего этого.
Охраняет томящихся в 7 кругу ада и его поясах - Минотавр. Существо, которое
получилось после связи жены царя Миноса - Пасифаи и быка, подаренного
Посейдоном. Пасифая прельщала его тем, что ложилась в деревянный макет
коровы.

18. Восьмой круг «Ада»

8 круг ада. Сей круг состоит из 10
рвов. И это самый популярный из
всех кругов. Также он носит название
Злые Щели или Злопазухи.
Стражником 8 круга ада является
Герион - великан с шестью руками,
шестью ногами и крыльями. Этот
монстр состоял из трех человеческих
тел. В трех левых руках, как и в трех
правых, были копья. Убил его никто
иной,как Геракл! Хотя ему этого
было мало. Он не просто убил
несчастного Гериона одной стрелой,
он еще ему и святилище построил.

19.

1 ров. Сидят там обольстители и
сводники. Все эти грешники идут
двумя колоннами навстречу друг
другу. Их постоянно истязают
бесы-погонщики. Кстати, среди
них находится знаменитый вор и
хитрец Ясон. Он украл руно и
совершил немало других мелких
пакостей. Кстати, тут немного
плохо с логикой. Ибо все знают Ясон покончил жизнь
самоубийством. Ну, может,у
Данте Алигьери своя версия.

20.

2 ров. Наполнен льстецами. У них
наказанием служит кал. Погрязшие в
зловонные испражнения льстецы тихо
коротают свое время.
3 ров 8 круга Ада, как считает Данте
Алигьери, занят высокопоставленными
духовными лицами, которые торговали
должностями церкви. Они же - симонисты.
Симонисты получили свое имя благодаря
попытке иудея Симона купить дар творить
чудеса у Апостола Петра и апостола
Иоанна.

21.

22. Девятый круг «Ада»

В самом сердце преисподней - ледяное озеро
Коцит. Как в аду викингов, в этом месте
невероятно холодно. Здесь покоятся
вмороженные в лед отступники, и главный из
них- Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот
(предавший Иисуса Христа), Брут (обманувший
доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник
заговора против Цезаря) личных льдин не
удостоились – их сатана терзает в трех своих
пастях.
Страж: Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей)
Вид наказания: вмерзли в лед по шею, и лица их
обращены книзу.

23.

Божественная комедия как вдохновение
для многих художников
«Божественная комедия» на протяжении семи столетий являлась источником
вдохновения для многих художников, поэтов и философов. Автор ряда переводов и
адаптаций Данте Джеффри Чосер в своих произведениях напрямую ссылается на
работы Данте.
Многократно цитировал и использовал отсылки на творчество Данте в своих
произведениях Джон Милтон, прекрасно знакомый с работами поэта. Милтон
интерпретирует точку зрения Данте как разделение мирской и духовной власти, но
применительно к периоду Реформации, похожей на политическую ситуацию,
анализируемую поэтом в XIX песне «Ада». Момент осуждающей речи Беатриче по
отношению к коррупции и продажности духовников («Рай», XXIX) адаптирован в
поэме «Люсидас», где автор осуждает коррумпированность духовенства.
Ларри Нивен и Джерри Пурнель создали современное продолжение «Комедии» Данте
роман «Инферно» (1976), в котором автор научно-фантастической книги умирает во
время встречи с фанатами и попадает в ад, где верховодит Бенито Муссолини. Позже
было издано продолжение - роман «Побег из ада» (2009).

24.

Глория Нейлор, автор романа «Линден Хиллз» (1985), использует «Ад» Данте в
качестве образца для путешествия двух молодых чернокожих поэтов,
зарабатывающих за несколько дней до Рождества в домах богатых
афроамериканцев. Молодые люди скоро обнаруживают, какова цена, которую
платят жители Линден Хиллз за превращение американской мечты в жизнь.
Ирландский поэт Шеймас Хини публикует на первой странице « The Irish Times «(18
января 2000 года) одно из своих стихотворений, которое начинается с перевода 5861 СТРОФ XXXIII песни «Рая»
Ник Тошес,автор романа «Рукою Данте» (2002), рассказывает историю нахождения
рукописи «Божественной комедии», параллельно повествуя о последних годах
работы Данте над своей поэмой.
История написания и сюжет «Божественной комедии» является одной из
центральных сюжетных линий романа Дэна Брауна «Инферно» (2013).

25. Ещё раз о поэме и поэте

Представляя собой грандиозный синтез
средневековой культуры
, «Комедия»
одновременно несет в себе могущественное дыхание
новой культуры, нового типа мышления, которое прорицает
гуманистическую эпоху Ренессанса. Человек общественно активный,
Данте не удовлетворяется абстрактным морализированием: он
переносит в потусторонний мир своих современников и
предшественников с их радостями и переживаниями, с их
политическими вкусами, с их действиями и поступками - и вершит над
ними суровый и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он
выступает как всесторонне просвещенный человек, который
позволяет ему быть политиком, богословом,
моралистом, философом, историком, физиологом, психологом и
астрономом. По словам наилучшего русского
переводчика поэмы Данте М. Л. Лозинского,
«Божественная комедия» - это книга о Вселенной и
книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно
живой образец гениального творения.

26.

27.

Над проектом работали:
Учитель русского языка и литературы Кузнецова Марина
Борисовна
Ученики 9-го класса:
Рзаев Рамиль
Пузина Евгения
Алешина Айгуль
Гасымова Ханым
Автаев Максим
Мы надеемся, что представленный нами материал
понравился Вам!
Спасибо за внимание!

21 мая в 1265 году родился один из основоположников литературного итальянского языка, величайший поэт, богослов, политический деятель, вошедший в историю мировой литературы как автор «Божественной комедии» Данте Алигьери .

Род Алигьери принадлежал к городской знати среднего достатка, а его предком был знаменитый рыцарь Каччагвида, погибший во втором крестовом походе в 1147 году. Полное имя легендарного поэта — Дуранте дельи Алигьери, появился он на свет во Флоренции, крупнейшем итальянском экономическом и культурном центре Средневековья, и всю жизнь оставался предан своему родному городу. О семье и жизни писателя известно немного, даже точная дата его рождения многими исследователями ставится под сомнение.

Данте Алигьери был удивительно уверенным в себе человеком. В возрасте 18 лет юноша говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим «ремеслом» он овладел самостоятельно. Данте получил образование в рамках средневековых школьных программ, а так как университета во Флоренции в это время ещё не было, основные знания ему пришлось получать самому. Автор «Божественной комедии» овладел французским и провансальским языками, читал всё, что попадало под руку, и перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь учёного, мыслителя и поэта.

Поэт-изгнанник

Юность гениального писателя пришлась на непростой период: в конце XIII века в Италии обострилась борьба между императором и папой. Флоренция, где жили Алигьери, разделилась на две противоборствующие группировки — «чёрных» во главе с Корсо Донати и «белых», к которым принадлежал Данте. Так началась политическая деятельность «последнего поэта Средневековья»: Алигьери участвовал в городских советах и антипапских коалициях, где во всём блеске проявлялся ораторский дар писателя.

Данте не искал политических лавров, но его очень скоро настигли политические тернии: «чёрные» активировали свою деятельность и устроили погром противникам. 10 марта 1302 года Алигьери и ещё 14 «белых» сторонников были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, философу и политику пришлось бежать из Флоренции. Больше никогда Данте не удалось вернуться в любимый город. Странствуя по свету, он искал место, где можно уединиться и спокойно работать. Алигьери продолжал учиться и, самое главное, творить.

Поэт-однолюб

Когда Данте исполнилось девять лет, в его жизни произошла встреча, изменившая историю всей итальянской литературы. На пороге церкви он столкнулся с маленькой соседской девочкой Беатриче Портинари и с первого взгляда влюбился в юную особу. Именно это нежное чувство, по признанию самого Алигьери, сделало из него поэта. До последних дней жизни Данте посвящал возлюбленной стихи, боготворя «прекраснейшего из всех ангелов». Их следующая встреча состоялась спустя девять лет, к этому времени Беатриче уже вышла замуж, её супругом был богатый синьор Симон де Барди . Но никакие узы брака не могли помешать поэту восхищаться своей музой, она всю жизнь оставалась «владычицей его помыслов». Поэтическим документом этой любви стала автобиографическая исповедь писателя «Новая Жизнь», написанная у свежей могилы возлюбленной в 1290 году.

Сам Данте вступил в один из тех деловых браков по политическому расчёту, какие в то время были приняты. Его супругой была Джемма Донати, дочь состоятельного господина Манетто Донати . Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния. Ни в одном из своих произведений Алигьери не упоминает о своей супруге, зато Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура , Тристан и Изольда , Ромео и Джульетта .

Данте и Беатриче на берегах Леты. Кристобаль Рохас (Венесуэла), 1889. Фото: Commons.wikimedia.org

Итальянская «Комедия»

Смерть Беатриче положила начало философским размышлениям Данте о жизни и смерти, он начал много читать Цицерона , посещать религиозную школу. Всё это послужило толчком к созданию «Божественной комедии». Гениальное произведение, созданное автором в изгнании, и сегодня традиционно входит в десятку самых известных книг. Поэма Данте оказала огромное влияние на возникновение собственно итальянской литературы. По мнению исследователей, именно это произведение подытоживает всё развитие средневековой философии. Оно также отражает мировоззрение величайшего поэта, поэтому «Божественную комедию» называют плодом всей жизни и творчества итальянского мастера.

«Божественной» комедия Алигьери стала не сразу, так её окрестил позже автор «Декамерона» Джованни Боккаччо , придя в восхищение от прочитанного. Данте же назвал свою рукопись очень просто — «Комедия». Он использовал средневековую терминологию, где комедия — это «всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке»; трагедия — «всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом». Несмотря на то, что в поэме затрагиваются «вечные» темы жизни и бессмертия души, воздаяния и ответственности, Данте не мог назвать своё произведение трагедией, ведь она, как и все жанры «высокой литературы», должна была быть создана на латинском языке. Алигьери же писал свою «Комедию» на родном итальянском, да ещё и с тосканским диалектом.

Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет, успев завершить её незадолго до смерти. Умер Алигьери от малярии 14 сентября 1321 года, оставив после себя значительный след в мировой литературе и положив начало новой эпохе — раннему Возрождению.

Данте родился в середине мая 1265 года во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.

Как поэт, Данте начинает с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д`Ареццо, но вскоре меняет поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти становится основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» (Дольче стиль нуово). Её главный отличительный признак – предельное одухотворение любовного чувства.

В 1292 году Данте была написана автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Беатриче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290г. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы».

В 1295-1296 годах Данте несколько раз призывается на государственную службу, включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики.

В 1300 году Данте едет в качестве посла в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В том же году Данте был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, он пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых гвельфов (выступавших за независимость Флоренции от папы) и Чёрных (сторонников папской власти).

Примерно в это время Данте женится на Джемме Донати, чей род принадлежит чёрным гвельфам.

В 1301 году – с апреля по сентябрь Данте вновь входит в Совет Ста. Осенью того же года он входит в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301 года, с приходом Карла, власть в городе переходит к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подвергаются репрессиям.

27 января 1302 года Данте, симпатии которого на стороне белых гвельфов, приговорён к изгнанию и лишён гражданских прав. Больше он уже не возвращается во Флоренцию.

В 1304-1308 годах был создан трактат «Пир» (Il convivio), написанный, по словам самого Данте для того, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. «Пир» задуман как своего рода энциклопедия в области философии и искусства, предназначенная для широкого кругов читателей.

Название «Пир» аллегорично: просто и понятно изложенные научные идеи должны насытить не избранных, но всех. Предполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей её аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трём канцонам, Данте оставляет работу над трактатом. В первой книге «Пира», служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы.

Также Данте работает над трактатом на латинском языке «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307), который не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нём Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.

В 1307 году Данте начинает писать «Божественную Комедию», прервав работу над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». Свою поэму Данте называет «Комедией», поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности). Кроме того, поэма написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, его предпослал «Комедии» Боккаччо, выражавший восхищение художественной красотой творения, и впервые он появляется в издании, вышедшем в 1555г. в Венеции.

Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и делится на три кантики – «Ад», «Чистилище» и «Рай», по тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме. Размер «Божественной Комедии» – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в неё глубокий смысл.

«Божественная Комедия» – непревзойдённый пример искусства как подражания, за образец Данте берет всё сущее, как материальное, так и духовное, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность её строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.

Хотя повествование «Комедии» почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Следуя средневековой традиции, Данте вкладывает в своё произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (мистический). Первый из них предполагает «натуральное» описание загробного мира со всеми его атрибутами. Второй смысл предполагает выражение идеи бытия в абстрактной её форме: в мире всё двигается от тьмы к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, от плохого к хорошему.

Главной можно считать идею восхождение души через познание мира. Моральный смысл предполагает идею воздаяния за все земные дела в жизни загробной. Анагогический смысл предполагает постижение Божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии, как языка тоже Божественного, хотя и сотворённого разумом поэта, человека земного.

В 1310 году император Генрих VII вторгается в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликается пылким письмом «К правителям и народам Италии», призывая поддержать Генриха. В другом письме, под названием «Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе», он осуждает сопротивление, оказанное Флоренцией императору.

В 1312-1313 годах написан трактат-исследование «О монархии» (De monarchia). Здесь в трёх книгах Данте стремится доказать истинность следующих утверждений:

1) лишь под властью единого вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить своё предназначение;

2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи);

3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму).

Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привносит в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осуждает трактат и приговаривает книгу к сожжению.

В 1313 году после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно умирает в Буонконвенто. А в 1314 году после смерти папы Климента V во Франции Данте выступает ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывает их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.

На некоторое время Данте находит убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвящает заключительную часть «Божественной Комедии» – «Рай».

Последние годы жизни поэт проводит под покровительством Гвидо да Полента в Равенне.

В последние два года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).

13 сентября 1321 Данте умирает в Равенне, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию».

Всемирную славу имеет имя знаменитого поэта Италии Данте Алигьери. Цитаты из его произведений можно услышать на самых разных языках, так как с его творениями знаком практически весь мир. Они прочитаны многими, переведены на разные языки, изучены в разных концах планеты. На территории большого количества европейских государств имеются общества, которые систематически собирают, исследуют и распространяют информацию о его наследии. Юбилейные даты жизни Данте входят в число крупных культурных событий в жизни человечества.

Шаг в бессмертие

В то время, когда родился великий поэт, человечество ожидали большие перемены. Это было накануне грандиозного исторического переворота, который кардинально изменил облик европейского общества. Средневековый мир, феодальное угнетение, анархия и разобщенность уходили в прошлое. Происходило возникновение товаропроизводителей. Наступали времена могущества и процветания национальных государств.

Поэтому Данте Алигьери (поэмы которого переведены на разные языки мира) - это не только последний поэт Средневековья, но и первый писатель Нового времени. Он возглавляет список, состоящий из имен титанов Возрождения. Он первый начал борьбу с насилием, жестокостью, мракобесием средневекового мира. Также он был среди тех, кто первыми подняли знамя гуманизма. Это и стало его шагом в бессмертие.

Молодость поэта

Данте Алигьери, биография его очень тесно связаны с теми событиями, которые характеризировали общественную и политическую жизнь Италии в то время. Он родился в семье коренных флорентинцев в мае 1265 года. Они представляли небогатый и не весьма знатный феодальный род.

Его отец работал во флорентийской банковской фирме юристом. Он умер очень рано, еще во времена юности его позже прославившегося сына.

То, что политические страсти в стране кипели, в стенах родного города постоянно происходили кровавые бои, флорентийские победы сменяли поражения, не могло ускользнуть от внимания юного поэта. Он был наблюдателем распада гибеллинской мощи, привилегий грандов и закрепления пололанской Флоренции.

Обучение Данте происходило в стенах обыкновенной средневековой школы. Юноша рос чрезвычайно любознательным, поэтому ему было недостаточно скудного, ограниченного школьного образования. Он постоянно пополнял свои знания самостоятельно. Очень рано мальчик начал интересоваться литературой и искусством, уделяя особое внимание живописи, музыке и поэзии.

Начало литературной жизни поэта

Но литературная жизнь Данте начинается в ту пору, когда литературой, искусством, ремеслами жадно пились соки гражданского мира. Все, что до этого не могло полноценно заявить о воем существовании, вырвалось наружу. В те виды искусства начали появляться как грибы поле дождя.

Впервые в качестве поэта Данте попробовал себя во время пребывания в кружке «нового стиля». Но даже и в тех, достаточно ранних, стихотворениях нельзя не заметить наличие буйного прибоя чувств, которые разбивали образы данного стиля.

В 1293 году происходит публикация первой книги поэта под названием «Новая жизнь». В этом сборнике было тридцать стихотворений, написание которых датируется 1281-1292 годами. Они имели обширный прозаический комментарий, характеризирующийся автобиографическим и философско-эстетическим характером.

В стихах этого сборника было впервые рассказано об истории любви поэта. Объектом его обожания стала еще в те времена, когда мальчику едва исполнилось 9 лет. Этой любви было суждено продлиться всю его жизнь. Очень редко она находила свое проявление в виде редких случайных встреч, мимолетных взглядов возлюбленной, в ее беглых поклонах. А после 1290 года, когда смерть забрала Беатриче, любовь поэта становится его личной трагедией.

Активная политическая деятельность

Благодаря «Новой жизни» имя Данте Алигьери, биография которого в равной степени интересная и трагическая, становится известным. Кроме талантливого поэта он был выдающимся эрудитом, одним из самых образованных людей Италии. Широта круга его интересов была необыкновенно большой для того времени. Он занимался изучением истории, философии, риторики, богословия, астрономии, географии. Также он уделял особое внимание системе восточной философии, учениям Авиценны и Аверроэса. От его внимания не удалось ускользнуть великим античным поэтам и мыслителям - Платону, Сенеке, Вергилию, Овидию, Ювеналу. Особое внимание их творениям будет уделено гуманистами эпохи Возрождения.

Данте постоянно выдвигался флорентийской коммуной на почетные должности. Он выполнял весьма ответственные В 1300 году Данте Алигьери был избран в комиссию, состоявшую из шести приоров. Ее представители правили городом.

Начало конца

Но в это же время происходит новое обострение гражданских распрей. Тогда центром разгара вражды стал сам гвельфский лагерь. Он раскололся на «белую» и «черную» фракцию, очень враждовавшие между собой.

Маска Данте Алигьери среди гвельфов имела белый цвет. В 1301 году при поддержке папы «черные» гвельфы захватили власть над Флоренцией и начали беспощадно расправляться со своими противниками. Их отправляли в ссылки и казнили. Только отсутствие Данте в городе спасло его тогда от расправы. Он был заочно приговорен к смерти. Его ждало сожжение сразу же после прихода на Флорентийскую землю.

Период изгнания с родины

В то время произошел трагический надлом в жизни поэта. Оставшись без родины, он вынужден скитаться по другим городам Италии. Некоторое время он находился даже за пределами страны, в Париже. Его были рады видеть во многих палаццо, но он нигде не задерживался. Он испытывал большую боль от поражения, а также очень тосковал по Флоренции, а гостеприимство князей казалось ему унизительным и оскорбительным.

В период изгнания из Флоренции произошло духовное созревание Данте Алигьери, биография которого и до этого времени была весьма насыщенной. Во время скитаний перед его глазами всегда были вражда и разброд. Не только его родина, но и вся страна воспринималась им как «гнездилище неправды и тревоги». Он был со всех сторон окружен нескончаемыми распрями между городами-республиками, жестокими раздорами между княжествами, интригами, иностранными войсками, вытоптанными садами, разоренными виноградниками, измученными, отчаявшимися людьми.

В стране начиналась волна народных протестов. Возникновение новых идей, народная борьба провоцировали пробуждение мыслей Данте, призывая его к поискам всевозможных выходов из сложившейся ситуации.

Созревание ослепительного гения

В период скитаний, лишений, скорбных раздумий о судьбе Италии созрел гений Данте. В то время он выступает в качестве поэта, деятеля, публициста и ученого-исследователя. Тогда же была написана Данте Алигьери «Божественная комедия», принесшая ему бессмертную мировую славу.

Задумка о написании этого произведения появилась намного раньше. Но для того чтобы ее создать, нужно прожить целую человеческую жизнь, наполненную муками, борьбой, бессонным, испепеляющим трудом.

Кроме «Комедии» выходят и другие произведения Данте Алигьери (сонеты, поэмы). В частности, трактат «Пир» относится к первых годам эмиграции. В нем затронуто не только богословие, но и философия, мораль, астрономия, натурфилософия. Кроме этого, «Пир» был написан на национальном итальянском языке, что было весьма необычно в то время. Ведь тогда практически все работы ученых были изданы на латыни.

Параллельно с работой над трактатом в 1306 году увидел мир и лингвистический труд под названием «О народном красноречии». Это первое европейское научное исследование романского языкознания.

Обе эти работы так и остались неоконченными, так как новые события направили мысли Данте в несколько другое русло.

Несбывшиеся мечты о возвращении на родину

Данте Алигьери, биография которого известна многим современникам, постоянно думал о возвращении. На протяжении дней, месяцев и годов он неутомимо и упорно мечтал об этом. Особенно это проявлялось во время работы над «Комедией», при создании ее бессмертных образов. Он ковал флорентийскую речь и возносил ее на всенародный политический уровень. Он свято верил в то, что именно с помощью своего гениального поэтического творения ему удастся вернуться в родной город. Его ожидания, надежды и мысли о возвращении давали ему силы для завершения этого титанического подвига.

Но ему не было суждено вернуться. Заканчивал написание своей поэмы он в Равенне, где властью города ему было предоставлено убежище. Летом 1321 года творение Данте Алигьери «Божественная комедия» было завершено, а 14 сентября того же года город хоронил гения.

Гибель от веры в мечту

До конца своей жизни поэт свято верил в мир на его родной земле. Этой миссией он жил. Ради нее он поехал в Венецию, которая готовила военное нападение на Равенну. Данте очень хотел убедить лидеров Адриатической республики в том, что надо отказаться от войны.

Но эта поездка не только не принесла желаемых результатов, но и стала роковой для поэта. На его обратном пути находилась болотистая лагунная область, где «обитал» бич подобных мест - малярия. Именно она и стала причиной сокрушения в течение нескольких дней сил поэта, надорванных весьма тяжелым трудом. Так завершилась жизнь Данте Алигьери.

И только по прошествии нескольких десятилетий Флоренция поняла, кто был ею потерян в лице Данте. Правительство захотело забрать останки поэта с территории Равенны. Его прах до нашего времени находится вдали от родины, которая его отвергла и осудила, но для которой он остается самым преданным сыном.

Данте Алигьери - величайший и известнейший человек, рожденный в Средневековье. Его вклад в развитие не только итальянской, но и всей мировой литературы невозможно оценить. На сегодняшний день люди часто ищут биографию Данте Алигьери в кратком содержании. Но интересоваться столь поверхностно жизнью такого великого человека, который сделал огромный вклад в развитие языков, не совсем правильно.

Биография Данте Алигьери

Говоря о жизни и творчестве Данте Алигьери, мало сказать, что он был поэтом. Область его деятельности была очень обширна и многогранна. Он интересовался не только литературой, но и политикой. Сегодня Данте Алигьери, биография которого наполнена интереснейшими событиями, называют богословом.

Начало жизни

Биография Данте Алигьери началась во Флоренции. Семейная легенда, которая долгое время являлась основой семейства Алигьери, гласила, что Данте, как и все его родственники, был потомком великого римского рода, который заложил предпосылки к основанию самой Флоренции. Это предание все считали правдивым, потому как дед отца Данте состоял в рядах армии, которая участвовала в Крестовом походе под командованием Великого Конрада-Третьего. Именно этот предок Данте был посвящен в рыцари, а вскоре и трагически погиб во время битвы против мусульман.

Именно этот родственник Данте, которого звали Каччагвида, был женат на женщине, происходящей из очень богатого и знатного рода - Альдигьери. Со временем имя известного рода стало звучать немного иначе - «Алигьери». Один из детей Каччагвида, который впоследствии стал дедом Данте, часто терпел гонения с земель Флоренции в те года, когда гвельфы постоянно вели битвы с народами гибеллинов.

Основные моменты биографии

Сегодня можно найти множество источников, которые рассказывают о биографии и творчестве Данте Алигьери кратко. Однако такое изучение личности Данте будет не совсем верным. Краткая биография Данте Алигьери не сможет передать всех тех, казалось бы, неважных биографических элементов, которые так сильно повлияли на его жизнь.

Говоря о дате рождения Данте Алигьери, никто не сможет сказать точное число, месяц и год. Однако принято считать основной датой рождения время, которое назвал Бокаччо, будучи другом Данте, - май 1265 года. Сам же писатель Данте писал о себе, что родился под зодиаком Близнецов, что говорит о том, что время рождения Алигьери - конец мая - начало июня. О его крещении известно то, что это событие имело место в 1266 году, в марте, а его имя при крещении звучало как Дуранте.

Образование Данте Алигьери

Еще одним важным фактом, который упоминается во всех кратких биографиях Данте Алигьери, стало его образование. Первым учителем и наставником молодого и еще неизвестного Данте стал популярный писатель, поэт и в то же время ученый - Брунетто Латини. Именно он заложил первые поэтические знания в юную голову Алигьери.

И сегодня неизвестным остается факт, где получил свое дальнейшее образование Данте. Ученые, изучающие историю, в один голос говорят о том, что Данте Алигьери был очень образован, знал очень многое о литературе времен античности и средневековья, хорошо разбирался в различных науках и даже изучал еретические учения. Где мог получить такие широкие знания Данте Алигьери? В биографии поэта это стало очередной загадкой, которую почти невозможно разгадать.

Долгое время ученые со всего мира пытались найти ответ на этот вопрос. Множество фактов говорят о том, что Данте Алигьери мог получить столь обширные знания в университете, который находился в городе Болонье, поскольку именно там он проживал некоторое время. Но, поскольку прямых доказательств данной теории нет, то остается только предполагать, что так оно и есть.

Первые шаги в творчестве и испытания

Как и у всех людей, у поэта были друзья. Самым близким его другом стал Гвидо Кавальканти, который также был поэтом. Именно ему Данте посвятил огромное количество произведений и строк своей поэмы «Новая жизнь».

В это же время о Данте Алигьери узнают как о достаточно юном общественном и политическом деятеле. В 1300 году его избрали на пост приора, но уже в скором времени поэт был изгнан из Флоренции вместе со своими товарищами. Уже на смертном одре Данте мечтал оказаться на родной земле. Однако на протяжении всей его жизни после изгнания его ни разу не пустили посетить город, который поэт и считал своей родиной.

Годы, проведенные в изгнании

Изгнание их родного города сделало из Данте Алигьери, биография и книги которого наполнены горечью от разлуки со своим родным краем, скитальца. Во времена столь масштабных гонений во Флоренции Данте уже входил в ряды известных поэтов-лириков. Его поэма «Новая жизнь» к этому времени уже была написана, а сам он усердно трудился над созданием «Пира». Изменения в самом поэте были очень заметны по дальнейшему его творчеству. Изгнание и долгое скитальчество оставили на Алигьери неизгладимый отпечаток. Его великое произведение «Пир» должно было стать ответом уже принятым в обществе 14-ти канцонам, однако оно так и не было окончено.

Развитие в литературной стезе

Именно во время своего изгнания Алигьери пишет свое самое известное произведение «Комедия», которая стала называться «божественной» лишь спустя годы. Изменению названия сильно посодействовал друг Алигьери - Бокаччо.

О «Божественной комедии» Данте до сих пор ходит множество легенд. Сам Бокаччо утверждал, что все три кантика были написаны в разных городах. Последняя часть - «Рай», была написана в Равенне. Именно Бокаччо и говорил, что после того, как поэт умер, его дети очень долгое время не могли найти последние тринадцать песен, которые были написаны рукой великого Данте Алигьери. Эта часть «Комедии» была обнаружена лишь после того, как одному из сыновей Алигьери приснился сам поэт, который и поведал, где находились рукописи. Столь красивая легенда на самом деле не опровергается на сегодняшний день учеными, потому как вокруг личности этого творца существует очень много странностей и загадок.

Личная жизнь поэта

В личной жизни Данте Алигьери было все далеко неьидеально. Его первой и последней любовью стала флорентийская девушка Беатриче Портинари. Познакомившись со своей любовью еще во Флоренции, будучи ребенком, он не понял своего чувства к ней. Встретившись с Беатриче спустя девять лет, когда она уже была замужем, Данте осознал, насколько сильно он ее любит. Она стала для него любовью всей жизни, вдохновением и надеждой на лучшее будущее. Поэт всю жизнь был застенчив. За свою жизнь он говорил всего два раза с возлюбленной, но это не стало для него помехой в любви к ней. Беатриче не понимала, не знала о чувствах поэта, она считала, что он просто высокомерен, потому не разговаривал с ней. Именно это и стало причиной того, что Портинари однажды почувствовала сильную обиду на Алигьери и вскоре перестала с ним разговаривать вовсе.

Для поэта это был сильный удар, ведь именно под действием той самой любви, которую он чувствовал к Беатриче, он написан большую часть своих произведений. Поэма Данте Алигьери «Новая жизнь» была создана под действием слов приветствия Портинари, которые поэт расценивал как удавшуюся попытку обратить на себя внимание любимой. А свою «Божественную комедию» Алигьери и вовсе полностью посвятил своей единственной и неразделенной любви к Беатриче.

Трагическая потеря

Жизнь Алигьери сильно изменилась со смертью возлюбленной. Поскольку в двадцать один год Биче, как ласково называли девушку близкие, была выдана замуж за богатого и влиятельного человека, то остается удивительным тот факт, что ровно через три года после замужества Портинари внезапно умерла. Существует две основные версии смерти: первая заключается в том, что Биче умерла во время тяжелых родов, а вторая - что она была сильно больна, что в итоге привело к летальному исходу.

Для Алигьери эта потеря была очень большой. Долгое время не находя своего места в этом мире, он не мог больше чувствовать симпатию к кому-либо. Исходя из осознания своего непрочного положения, через несколько лет после потери любимой женщины Данте Алигьери женился на очень богатой даме. Этот брак был создан исключительно по расчету, а сам поэт относился к жене абсолютно холодно и равнодушно. Несмотря на это, в данном браке у Алигьери было трое детей, двое из которых со временем последовали по пути отца и серьезно увлеклись литературой.

Смерть великого литератора

Смерть настигла Данте Алигьери внезапно. В 1321 году в конце лета Данте отправился в Венецию, чтобы, наконец, заключить мир с известнейшей церковью Святого Марка. Во время своего возвращения в родные края Алигьери вдруг заболел малярией, которая и убила его. Уже в сентябре, в ночь с 13 на 14 число, Алигьери умер в Равенне, так и не попрощавшись с детьми.

Там же, в Равенне, Алигьери и был похоронен. Известный архитектор Гвидо да Полента хотел построить очень красивый и богатый мавзолей для Данте Алигьери, однако власти не позволили этого сделать, потому как поэт огромную часть своей жизни провел в изгнании.

На сегодняшний день Данте Алигьери захоронен в красивейшей гробнице, которая была построена только в 1780 году.

Самым интересным фактом остается то, что всем знакомый портрет поэта не имеет никакой исторической основы и достоверности. Таким представлял его Бокаччо.

Дэн Браун в совей книге "Инферно" пишет очень много биографических фактов о жизни Алигьери, которые действительно признаны достоверными.

Многие ученые считают, что возлюбленная Беатриче была выдумана и создана временем, что такой личности никогда не существовало. Однако объяснить, как в таком случае Данте и Беатриче смогли стать символом огромной и несчастной любви, стоя на одной ступени с Ромео и Джульеттой или Тристаном и Изольдой, никто не может.

Последние материалы сайта